Дистанционка в законе
Казахстан принял законодательные поправки, касающиеся удаленной работы. Однако, как показывает практика, одно дело принять закон, другое – соблюдать его.
Пандемия заставила
Если в прежние благополучные времена дистанционная работа была, скорее, уделом избранных, то в условиях пандемии она стала насущной необходимостью. В 2020-2021 годах мы на практике выяснили, что множество задач вовсе не требуют присутствия в офисе. В отличие от заочной учебы школьников, в удаленной работе гораздо больше плюсов, чем минусов. Тем не менее, при массовом «исходе» в домашний формат, всплыли и ранее неучтенные проблемы.
Хотя правильней будет говорить – эти проблемы лишь обострились. Если участники трудового договора – работник и работодатель – не склонны соблюдать взятые на себя обязательства, то формат деятельности не имеет никакого значения. Если на предприятии используют «серые и черные» схемы, то защитить ваши права не сможет никакой суд.
Но все же после принятия законодательных поправок расширились возможности апеллировать к официальным инстанциям в случае конфликта или недопонимания. Хотелось бы, чтобы власти обратили внимание еще на один аспект «удаленки»: при ухудшении эпидситуации многие работодатели категорически не переводят коллектив в дистанционный формат. Работники продолжают ездить в транспорте, сидеть в переполненном офисе, что приводит к инфицированию и сотрудников, и членов их семей.
И хотя существуют недвусмысленные распоряжения главных санитарных врачей о «разгрузке» офисов, многие работодатели не выполнили их ни в первую, ни во вторую волну коронавируса, не выполняют и сейчас, когда число зараженных бьет антирекорды. Этот преступный эгоизм может стоить жизней, но санитарные власти не применяют к нарушителям мер. Тем не менее, обо всем по порядку.
В начале июля президент Касым-Жомарт Токаев подписал закон «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Казахстан по вопросам совершенствования правового регулирования дистанционной работы». С принятием этого документа дистанционная работа законодательно обозначена в Трудовом кодексе РК.
В кодекс внесены такие понятия, как «дистанционная работа» и «комбинированная дистанционная работа», а также восполнены законодательные пробелы, связанные с такими форматами работы.
Основной целью новшеств, по словам разработчиков, является устранение недочетов в части регулирования дистанционной работы в период введения ЧП, а также недопущения дискриминации в оплате труда. Закон был инициирован депутатами парламента для защиты трудовых прав казахстанцев. В числе нововведений фиксированный учет рабочего времени, обязанность работодателя по обеспечению своих сотрудников оборудованием, услугами связи и ряд других норм.
Когда документ проходил через Мажилис и Сенат, депутаты дали ему исчерпывающие характеристики. «Во время пандемии мы все стали свидетелями того, что дистанционная работа – это эффективный, действенный инструмент, поэтому он должен быть законодательно урегулирован. Время показало, что дистанционный формат работы не только имеет право на жизнь, он востребован в тех условиях, в которых мы проработали прошлый год», — заявил спикер нижней палаты Нурлан Нигматулин.
В казахстанском трудовом законодательстве дистанционная работа определена как «особая форма осуществления трудового процесса вне места нахождения работодателя с использованием в процессе работы информационно-коммуникационных технологий на постоянной основе».
«Сложившаяся практика организации дистанционной работы в стране показала разрыв между конкретными процессами в сфере труда в период пандемии и трудовым законодательством страны. Учитывая, что были выявлены проблемы, депутатами внесен ряд предложений. Они касаются понятия дистанционной и комбинированно-дистанционной работы по соглашению сторон. Комбинированная работа позволит чередовать периоды работы, как по месту, так и вне места расположения работодателя», — объяснила соавтор законопроекта депутат Жанат Омарбекова.
Отдельно был решен вопрос со средствами связи и ее оплатой. Введена норма, согласно которой при временной дистанционной работе на период введения ЧП, объявления ЧС и введения ограничительных мероприятий, в том числе карантина, необходимость обеспечения работников средствами коммуникации и возмещение расходов определяется актом работодателя. «В случае если работник использует собственные средства коммуникаций на постоянной основе, работодатель может выплачивать компенсацию, размер, порядок и сроки которой устанавливаются по соглашению сторон», — уточнили разработчики.
Не оставлен без внимания и вопрос полноценного использования рабочего времени.
«В целях защиты трудовых прав работников предусмотрена норма по установлению в трудовом договоре фиксированного учета рабочего времени, в течение которого работник должен находиться в режиме доступности для связи с работодателем. По соглашению сторон трудового договора, для работников, занятых на дистанционной работе, может устанавливаться гибкий режим рабочего времени с применением суммированного учета рабочего времени», — разъяснили депутаты.
Хотели – получите
До пандемии значительное число служащих, чья работа в принципе позволяет такой формат, выражали желание перейти на удаленку. В марте 2019 года исследовательский центр компании HeadHunter опросил около 9 тысяч казахстанцев, выяснив, что у 80% опрошенных есть желание работать дистанционно. При этом всего лишь 31% респондентов работали, либо работают на удаленной работе, 69% такой вид занятости не практиковали. Однако 52% имевших опыт удаленной работы, отметили, что целенаправленно ее искали, и лишь 9% перевели из офиса. Примечательно, что до коронавируса опасность подхватить инфекции ставилась далеко не на первое место среди минусов очной формы. Куда чаще упоминалась большая свобода действий на удаленке, сокращение рабочей нагрузки и стрессов.
Судя по новейшим исследованиям, количество удаленщиков в РК хотя и увеличилось, но доминирующим этот формат не стал. Согласно данным АО «Центр развития трудовых ресурсов», опубликованным прессой, в первом квартале 2021 года работали дистанционно 73,7 тыс. человек (из 6,7 миллиона наемных работников), 70,2% из них – женщины, проживающие преимущественно в городе.
Как отмечается в исследовании, рост дистанционки позволил «ускорить процесс принятия альтернативных форм занятости обществом. Результатом этого в Казахстане стало развитие так называемой экономики свободного заработка, активное вовлечение в трудовую деятельность женщин и сельских жителей».
Каждый третий дистанционно занятый по стране является сельским жителем, и только 14% находящимся на удаленке работодателями предоставлены средства коммуникации, пояснили в ЦРТР.
В сущности, здесь и кроется основной минус дистанционки для работников. Можно принять тысячи законов, но вот их исполнение зачастую остается лишь на совести работодателя. Между тем, новые законодательные нормы дают право требовать возмещение затрат не только на все виды связи, но и на электроэнергию, воду и другие ресурсы. В список расходов допустимо также включить затраты на канцелярские товары, распечатку документов.
Кроме того, законодательство защищает и от снижения заработной платы в удаленном режиме. Впервые это указание прозвучало еще в марте 2020 года из уст министра труда и социальной защиты населения Биржана Нурымбетова. «Сегодня все предприятия, государственные и частные, независимо от формы собственности, которые могут перейти на режим дистанционной работы, должны это сделать. При дистанционной работе порядок, учет рабочего времени определяется в соответствии со статьей 138 Трудового кодекса. Зарплата должна выплачиваться так же, как и в обычные рабочие дни. Зарплата будет выплачиваться в полном объеме, при этом Трудовой кодекс обязывает работодателя создавать определенные работы дистанционно».
Утомительные проверки
Если работников беспокоит возможное снижение зарплаты в свободном формате или рост расходов на связь, то работодателя волнует эффективность использования оплаченного времени. Кто поручится, что предоставленный самому себе служащий не бегает по магазинам, не спит или не болтает в соцсетях?
Новое законодательство предусматривает и относительные гарантии для работодателей.
Уже упомянутая статья Трудового кодекса гласит, что для работников устанавливается фиксированный учет рабочего времени, особенности контроля за ним определяются в трудовом договоре. Контроль работников, занятых на дистанционной работе, может выражаться в регулярных отчетах о выполненной работе. А также в отслеживании нахождения онлайн в корпоративных коммуникационных сервисах компании или осуществлением периодических звонков между работником и работодателем и т. д. Также, в соответствии со статьей 79 ТК РК, форма и порядок ведения учета рабочего времени определяются актом, составленным работодателем (например, табель учета рабочего времени или timesheet).
Согласно информации сайта standard.kz, аналитический центр «Битрикс24» в феврале этого года провел в Казахстане исследование, собрав сведения о том, как происходит контроль за сотрудниками в режиме удаленной работы. Исследование проводилось среди 1000 представителей бизнес-сообщества республики.
Выяснилось, что в 32% компаний для контроля за процессом используются скриншоты – сотрудники в течение дня присылают изображения рабочего экрана. 20% руководителей требуют записи телефонных звонков, и еще 13% проверяют подчиненных через веб-камеры. 12% опрошенных используют вариант автодозвона без возможности отклонения звонка или GPS-трекер, определяющий точное местонахождение сотрудника.
Организовать дистанционный контроль также можно с помощью систем учета рабочего времени, благо их на рынке достаточное количество. Некоторые из них записывают все, чем заняты сотрудники, установившие софт на ПК, а потом работодатель просматривает отчеты, прослушивает аудиозвонки и даже мониторит запись экрана.
Некоторые аналитики считают подобный метод надзора излишне жестким, ведущим к невротизации сотрудников, стрессам и снижению мотивации. Как отмечено в исследовании, часть работодателей измеряют эффективность работы лишь выполненными качественно и в срок задачами.
Словом, как и в «нормальной» работе на удаленке множество подводных камней. В частности, юристы уже предвидят трудовые споры, когда сотрудник отсутствовал в сети определенное время, объясняя это отсутствием интернета. Однако провайдер может не подтвердить обрыв связи или снижение ее качества, как это часто происходит, и тогда конфликт зайдет в тупик. Тем не менее, законодательная база дистанционки создана – теперь дело за практическим освоением.
Важно помнить, что медицинские власти многих стран, в том числе и Казахстана неоднократно утверждали, что дистанционная работа в огромной степени препятствует всплескам инфицирования. В больших коллективах коронавирус, особенно новый штамм «дельта» распространяется с ужасающей скоростью. Сократить количество находящихся в офисе людей – дело личной ответственности работодателей.