Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$443.35
475.54
4.82

​Пресса «питается» соцсетями и ютуб-каналами. Обзор казахской прессы

​Пресса «питается» соцсетями и ютуб-каналами. Обзор казахской прессы

Общество не хочет, чтобы эпоха Назарбаева повторилась

Как известно, в текущие времена традиционные СМИ уходят в виртуальную действительность. Многие бумажные газеты превращаются в «чистой воды» онлайн-порталы. Эти перемены начинались с того, что те же бумажные СМИ и даже телевидение стали заимствовать информацию, которую доставали электронные медиапроекты. Потом это стало обыденностью, причем с прямой отсылкой, откуда была взята новость, слух – в общем, уже законченный, обработанный материал. И даже те, у которых еще остается даже традиционный, то есть «бумажный» аналог, могут делать материал, отталкиваясь от чужого контента.

Такой тренд сегодня существует и не выглядит уже чем-то из ряда вон выходящим, разве что где-нибудь какой-нибудь редактор посетует, что его ленивые журналисты «опять» надергали новости из интернета. А информационные порталы (включая и старые газетные бренды), в свою очередь, пасутся в просторах социальных сетей (social networks). Да, справочники вам укажут, что социальная сеть это всего лишь онлайн-платформа, которая используется для общения, знакомств, создания социальных отношений между людьми… На самом деле эти платформы, включая видеохостинги – сами по себе уже стали больше, чем средства коммуникации по интересам или еще каким-то причинам. Соцсети «запитывают» СМИ, а есть мнение в профессиональных корпоративных кругах (в той же журналистике и PR), что это и есть, по сути, глобальные… СМИ. Кольцо замкнулось.

Поэтому неудивительно, что в славном и древнейшем (издание существовало еще в эпоху СССР, правда, под другим названием) «Жас Алаш» журналист строит свой материал на мнении, высказанном другим журналистом на ютуб-канале «KZ Пульс», где выступил по теме прошедшего недавно референдума… Итак, Әділ АҚЫЛБАЙ в своем материале «Референдум өткен екен...» («Ну вот и референндум прошел…»),приводит рассуждения Мухтара Туменбая (кстати, некогда работника телеканал «Хабар» – прим. авт.), высказанные им на вышеупомянутом ютуб-канале.

По мнению М. Туменбаева, чтобы начать политические реформы, необходимо было хоть с чего-нибудь начинать. Токаев решил начать с поправок в основной закон государства. А для чего в принципе нужны реформы? Да потому что страна находится на грани и это показали события января текущего года. И дело тут не только в бедности народной; обрыдла сама система, созданная предыдущим правлением. «Наша элита во власти оказалась на грани беспредела. Одни грабили казну, другие откровенно шантажировали население, представителей бизнеса. Установилось господство беззакония, а не закона. В результате доверие населения к будущему было утрачено. Это недоверие и безысходность, поглощенные сознанием, ввергли страну в состояние беззаботности и нищеты. Царит бессмысленная, бессмысленная, бесцельная жизнь. Вот оно, самое главное наследие эпохи Назарбаева, оставленное казаху».

Получив такое наследие, Токаев понимал, что необходимо перемены, переосмысление… «Однако сразу ничего не бывает. Старые кланы не сдали бразды правления, новая власть не смогла взять бразды правления в свои руки. В стране, в том числе, и особенно среди властных групп, начались распри. Народ ждал год, второй и на третий взорвался. Все вы знаете результат: транзит власти закончился. Закончился большой трагедией, страшной трагедией. Однако январские события, с одной стороны, привели к тому, что власть пришла в себя. Токаев понимал, что политические реформы, как он планировал перед этим, нельзя затягивать, вводить постепенно… Так что властям пришлось идти на смелые шаги. В результате, сначала было предложено провести конституционную реформу, а затем, чтобы новая страна могла видеть и держать себя в руках, было принято решение о наделении страны правом вносить эти конституционные изменения. Значит, это не он главный инициатор референдума, а сам народ. А президент – только исполнитель и реализатор желаний этой страны. Народ показал, что не только хочет, но и требует политических реформ».

Далее он продолжает: «Можно долго спорить о плюсах и минусах изменений в Основном законе. Но, прежде чем спорить, стоит вспомнить кое-что. На протяжении четверти века, а именно 27 лет, казахская страна не могла реализовать это право, закрепленное конституционным законом. Сами подумайте, 27 лет такая функция атрофировалась у населения. Это как человек, у которого нет рук и ног. Может ли человек, сидящий в коляске, встать и сразу полноценно проехать? Нет, конечно. Сначала идет на костылях, потом, мягко говоря, начинает ходить… Почему я сознательно проголосовал за Конституцию, которая не приняла во внимание многие насущные вопросы? На то есть свои причины.

Во-первых, я не хочу, чтобы эпоха Назарбаева повторялась больше. Когда я говорю об эпохе Назарбаева, я не имею в виду конкретный клан или небольшую группу людей. Эпоха Назарбаева – это система управления, построенная на доктрине, основанной на произволе и беспощадности, воровстве и подлости, властности перед слабыми. А тех, кто хочет, чтобы такая система была сохранена, у нас хватит. Даже если я скажу больше половины сегодняшних госслужащих, я не ошибусь!..

Во-вторых, для меня не важно, станет ли Токаев президентом в 2024 году или будет другой. Кто бы ни был, пусть будет. Только до тех пор, пока благодаря таким крупным изменениям, сознание общества будет максимально пробуждено и достигнет того уровня, на котором народ сможет бороться за свои свободы и взгляды. Я хочу, чтобы он избавился от безмерного послушания, к этому сейчас есть все предпосылки.

После январских событий любой эшелон власти, будь то аким или министр или депутат, все равно на некоторое время будет воздерживаться от произвола. Им тоже не нужно повторять угрозы, исходящие от народного гнева, как в январе. Потому что теперь, если второй раз, то неизвестно, чем это все может закончиться.

Поэтому власти должны пойти на некоторые политические уступки. Токаев тоже сейчас смотрит на настроения общества. По своей воле или в силу неизбежности вынужден считаться. Потому что ему сейчас нужна поддержка общества для борьбы с представителями старой власти. Следовательно, общество в настоящее время стало политической силой и стало одной политической стороной. А любая политическая сила должна отстаивать свои интересы. В интересах населения максимально использовать сложившуюся ситуацию в своих интересах».

Казахская девушка до замужества не носила платка. Не говоря уже о хиджабе...

Выше мы уже говорили, что контент многих электронных СМИ формируется зачастую из содержимого социальных сетей. Одной из главенствующих тем в последние полторы-две недели идет широкое обсуждение, даже больше референдумного дискурса – это разрешения министра образования на ношение платков школьницами Казахстана… Речь идет о первоклассниках, так и о старшеклассницах. Причем эта тема – воистину одна из самых топовых в казахскоязычных СМИ и соцсетях. Ведь речь идет о религии – т.е. девочки в школах, ровно как и в других общественный местах с покрытыми платками головами – это люди, которые показывают свою особую приверженность к Исламу… Ни больше и ни меньше. Между тем люди пишут, что казахи уже много столетий являются приверженцами Ислама, но маленькие девочки и взрослые девушки, еще не вышедшие замуж, не носили платков, т.е. платки были, но они не являлись религиозным символом, а уж тем более казашки никогда не носили хиджабов и паранджу. Другие же пишут, что платок для девочек и женщин необходим, коли казахи входят в умму (мусульманский мир)…

Одним словом – суждений по сему поводу буквально море. Возьмем в этом ракурсе только портал «Алаш айнасы» (аlashainasy.kz), который дает мнения людей, высказавшихся по этой теме. Причем ФИО людей не указывается, но есть их фотопортрет и, собственно, сам пост, который они дали в сети Facebook… Портал, правда, для привлечения внимания аудитории еще к перепечатанному посту придает свой заголовок.

Один молодой мужчина пишет (заголовок реплики: «Родители, отправляющие дите в платке в школу – преступники») следующее: «Не могу понять логику отправки 6-летней девочки в школу в платке. Я считаю, что большинство родителей, которые отправляют своих дочерей в школу в платках, это эгоисты, которые не хотят ни о чем думать.

Подумайте сами, у девочек во всей школе волосы открыты. Многие из них не в курсе религиозных вопросов. В класс вошла девушка с покрытой головой. Как отреагируют другие дети? Конечно, они будут далеко ходить от такой одноклассницы. Да и дома им родители могут сказать: «Держитесь от нее подальше...». В результате маленькая девочка, только что побывавшая в школе, изолируется от общества и начинает впадать в депрессию, чувствуя себя чужой. А учитывая, что это период становления детей, подумайте, какое будущее у этой девочки. Эта девушка в будущем ни с кем не будет общаться. Попробуйте посчитать, к чему приведет наличие определенного комплекса и обид, застрявших в сознании ребенка, когда он подрастет и придет время войти в взрослую жизнь, и как она устроится в обществе». После прочтения такого рода выводов, понимаешь, что в чем-то человек очень даже прав. Но ведь ситуация может когда-нибудь обернуться и в другую сторону, учитывая, что экзальтированных последователей религии становится все больше и больше...

(Мнение редакции может не совпадать с мнением автора и используемых в материале цитат)

08:50
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.