Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$ 432.28 down
€ 490.16 down
₽ 5.89 down

О вирусных сценариях. Часть 2

О вирусных сценариях. Часть 2

Государство (точнее, государства) ведут бессмысленную и беспощадную войну с короновирусом. Как уже отмечалось, вирус оказался более долгоиграющим, что нарушило практически все сценарии. Сценарии эти исходили из оптимистично оцененных возможностей национальных систем здравоохранения и не менее оптимистично заниженных сроков эпидемии. Кроме того, существовала вера во всемогущество ВОЗ, основанная скорее на голливудских фильмах, нежели реальности. Шествие КВ по миру затянулось, и все сценарии полетели в тартарары.

Паника и некомпетентность в большинстве национальных правительств, коррупция в ВОЗ и аппетиты фармкомпаний усугубили негативные последствия.
Такие факторы глобализации как массовый международный туризм, гигантский грузовой транзит с человеческим сопровождением и нелегальная миграция сделали бессмысленными карантинные меры, а растущее количество мутаций вируса, недоверие к правительствам и вакцинам, наличие огромного количества лиц, имеющих медицинские противопоказания, — сделали не менее бессмысленной массовую вакцинацию. Других инструментов власти не знают, вследствие чего вынуждены то закручивать гайки, то вводить послабления, опасаясь экономического коллапса и социального взрыва.
На этом фоне растет число тех, кто выступает со здравой позицией признания короновируса частью новой нормальности и выработки путей адаптации нынешней эпидемии в повседневную жизнь.
Нужно признать, что неадекватные меры по борьбе с эпидемией сами по себе существенно усилили ее эффект. Запугивание статистикой и угрозами смертельного исхода привело к сильнейшему массовому психологическому стрессу, который с одной стороны способствовал падению иммунитета, а с другой — вызвал ответную реакцию в виде стремления к отказу от любых ограничений. Следующей причиной является то, что системы здравоохранения во всем мире — будь то государственные или частные — в массе своей оказались не готовы к эпидемии, вследствие чего от медицинской помощи было отрезано огромное число людей, страдающих «обычными» болезнями.
В Казахстане число умерших от таких причин превысило несколько десятков тысяч человек.
Отметим и такие проблемы, как тотальная коррупция (включая лицензирование медицинских организаций, продажа дипломов и сертификатов, нарушения при госзакупках лекарств и оборудования, торговлю должностями), снижение качества медицинского персонала (обусловленное той же коррупцией, непотизмом, миграцией), махинации со статистикой (приписки, фальсификация отчетности), зареформированность системы, а также общие для нашего государства проблемы эффективности государственного управления, транспарентности принимаемых решений и наличие огромной касты неприкасаемых лиц и институтов.
Диагноз, в принципе, понятен.
Начинать реформу (очередную реформу!) системы здравоохранения без серьезной модернизации всей системы государственного управления никакого смысла нет. Государство периодически пытается само себя реформировать, но особенно на этом пути не продвинулось. По личному опыту могу отметить, что «сверху» идет постоянный поиск рекомендаций по сценариям и предложениям по указанным направлениям модернизации, но при этом принимаются в лучшем случае только те меры, которые дают преимущественно пропагандистский эффект.
Если рассматривать сценарии снижения влияние глобализации на национальную экономику, то усредненный правительственный экономист (да и практически любой чиновник или топ-менеджер) закатит истерику. По устоявшейся концепции экономический рост невозможен без иностранных инвестиций, а бюджет страны практически целиком зависит от сырьевого экспорта, причем даже его внутреннюю структуру не удается существенно изменить.
Можно было бы говорить о процессах диверсификации, но развитие «другой» экономики упирается в следующие проблемы: чудовищная нестабильность законодательства, базовая неэффективность государственных программ и инвестиций, тотальная коррупция и неэффективная судебно-правовая система. Безусловно, есть отдельные предприятия и отдельные отрасли, растущие и развивающиеся, но они не дают общенационального эффекта. При этом давно констатировано грядущее уже при жизни нынешних поколений истощение сырьевой базы страны, особенно в отраслях с наибольшим экономическим эффектом. В то же время ряд проектов, которые могли бы восполнить их дефицит, были реализованы настолько неэффективно, что вряд ли когда-нибудь окупятся. Сопутствующим фактором является растущий внешний долг страны, обуздать который власти не в состоянии по той простой причине, что сами являются частью пищевой цепочки его «растворения» и не в состоянии обеспечить контроль государственных инвестиционных проблем.
«Драйвером» несырьевой экономики на данный момент объявлено строительство и развитие коммуникаций. По качеству логистических проектов уже неоднократно говорилось: Казахстан упорно пытается реализовать свой легендарный транзитный потенциал и, скорее всего, будет его реализовывать еще много лет, создавая собственный «шелковый путь» из «китаев в виргины».
Что касается строительства, то эту ситуацию можно рассмотреть на фоне южной столицы. Форсированная и никем не контролируемая застройка ведет к резкому увеличению плотности населения, диспропорциональной нагрузке на инфраструктуру, при том что коммунальная инфраструктура практически не развивается, учреждения образования также уплотняются путем пристроек к существующим школам, а детские сады планируются на первых этажах новых жилых комплексов-муравейников. Все это сопровождается массовым уничтожением зеленых насаждений и ликвидацией зон традиционной для Алматы экологичной застройки. Помимо существенного ухудшения экологической обстановки и повышения рисков при техногенных и природных катастрофах (пожары, землетрясения) эта ситуация создает огромные риски не только при перспективных, но и даже нынешней эпидемии, обусловленные чрезмерным уплотнением населения и ухудшением качества атмосферного воздуха. Проблемы достаточно известные, но государственные органы в этой ситуации интересуют только статистика, коммерческие интересы строительного сектора и, надо полагать, свои собственные.
На этом фоне торжественно констатировано, что население страны превысило 19 млн. человек. Это, конечно, повод для праздника, но честно отметим, что новое поколение получит очень сомнительное наследство — огромный внешний долг, сырьевую экономику с истощенными запасами указанного сырья, падающее качество образования и здравоохранения, плохую экологию, те же коррупцию и непотизм, победить которые государство не в силах. Добавим еще то, что сохранение нынешней модели приведет к сокращению рабочих мест даже по сравнению с сегодняшним днем.
Представляется, что пути решения сегодняшних карантинных проблем и снижения рисков для будущих поколений лежат в одной плоскости. Проблема в том, что наше государство не в состоянии здраво подойти к этому алгоритму...

22:50
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.