Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$446.49
475.38
4.79

Особенности идентификации казахстанцев

Особенности идентификации казахстанцев

Недавно принимала участие в мероприятии историков, точнее слушала их, когда они говорили, что для описания новейшей истории Казахстана им нужна социология. Слово мне так и не дали, хотя хотела задать вопрос: а как вы это себе представляете? По-моему, историки, несмотря на субъективную предвзятость некоторых, если не большинства из них, все-таки, имеют дело с фактами, документами, архивами, различными объектами материальной культуры и т.п. и могут на их основе реконструировать хотя бы хронологию событий. А вот взять такую тему, как идентичность и идентификационные процессы, как она будет выглядеть с исторической точки зрения? Могу сказать про социологический взгляд. Во-первых, исследований недостаточно много для качественного и систематического обобщения. Может быть, что-то выпускал Институт философии и политологии, но не всегда их данные есть в открытом доступе. Предположу, что если и проводились где-то исследования, то на них до сих пор печать ДСП и лежат они где-то, покрытые толстым слоем пыли. Во-вторых, для потребления социологических данных нужна хорошая интерпретация, понимание, как с этими результатами работать, как их объяснять. Многие годы наблюдаю, как слабо берутся в оборот результаты социологических исследований, в том числе и в редких междисциплинарных проектах. А приводить разобщенные, отрывочные данные, пытаясь выдать их за единую систему поступательного движения вперед к «новому Казахстану» – не думаю, что это правильно с научной точки зрения.

Вернусь к теме идентификации населения. В ОФ «ЦСПИ «Стратегия» накоплены соответствующие результаты исследований. Начиная с 2009 года респондентам (выборка =1600), раз в четыре-пять лет задается вопрос «Если говорить о вас, то как часто вы ощущаете свою принадлежность к перечисленным ниже группам людей?» и далее дается перечень групп для самоидентификации. До сих пор с социологической точки трудно написать какой-то определенный образ современного казахстанца. На его «портретные» характеристики оказывают заметное влияние самые разнообразные факторы – локальный, этнический, возрастной, в меньшей степени – религиозный, доход, род занятий и другие.

Так, в 2022 году чаще всего казахстанцы относят себя к жителям своего города или села (51%), к гражданам страны (50%), к людям своего поколения, возраста (45%) и к людям своей национальности, этноса (42%). При этом вариант «никогда» при самоопределении почти каждый пятый выбрал в отношении таких групп как «люди такого же достатка» (20%), «люди моей профессии, того же рода занятий» (18%), «представители моей веры» (17%).

Диаграмма 1. Если говорить о вас, то как часто вы ощущаете свою принадлежность к перечисленным ниже группам людей? (ответ по каждой группе)

Изображение

Интересен при рассмотрении вопросов идентификации возрастной разрез: его влияние наиболее заметно в двух главных направлениях для идентификации. Так, с возрастом повышается доля тех, кто соотносит себя с локальной идентичностью, своим городом/селом (с 50% в группе 18-24 лет до 59% в группе старше 65 лет). Аналогичная ситуация и при идентификации себя с гражданами Казахстана: рост показателя до 56% в группе старше 65 лет.

Однако из общей картины «вываливается» возрастная когорта казахстанцев в возрасте 35-44 лет (родившиеся в период с 1978 по 1987 г.г.), которой по итогам опроса, присущи самые низкие показатели идентичности по всем анализируемым группам: они реже других соотносят себя с кем-то по принципу веры (32%), проживания на территории области (28%) или населенного пункта (45%). В целом, ни по одному из направлений идентификации в этой группе не было получено показателя 50% и выше. Вот кого можно назвать «потерянным поколением».

В то же время молодые, о которых мы беспокоимся больше всего, вполне соответствуют сложившейся общеказахстанской картине с идентичностями: почти все их показатели равны средним по стране с некоторым повышением по идентификации с людьми своей веры (42%) и с жителями своей области (40%). Довольно красноречивые и требующие особого внимания аспекты.

Диаграмма 2. Если говорить о вас, то как часто вы ощущаете свою принадлежность к перечисленным ниже группам людей? (в возрастном разрезе)

Изображение

Если проанализировать полученные ответы с точки зрения места жительства участников опроса, то увидим, что сельчане чаще всего ощущают свою принадлежность к месту своего жительства (село и область), у горожан более выражена идентичность по принципу отнесения себя к людям одного поколения, одного рода занятости и уровня достатка. Примечательно, что равное число горожан и сельчан соотносят себя с людьми своей веры, национальности и с гражданами Казахстана.

Диаграмма 3. Если говорить о вас, то как часто вы ощущаете свою принадлежность к перечисленным ниже группам людей? (в разрезе по месту жительства)

Изображение

Ниже приведены данные в разрезе по образованию. Заметно, что образовательный фактор влияет на ответы респондентов. У участников опроса с неполным средним образованием кроме наиболее распространенных идентичностей по месту жительства и гражданству, сравнительно высок показатель отнесения себя к людям своей национальности (51%, 3 место). У опрошенных со средним специальным образованием результаты по всем направлениям идентичности находятся на одном уровне со средними по стране, при заниженном показателе общегражданской идентичности (48%). У респондентов с высшим образованием на третьем месте находится идентичность по принципу отнесения себя к людям своего поколения/возраста (50%), другие показатели на уровне страновых.

Диаграмма 4. Если говорить о вас, то как часто вы ощущаете свою принадлежность к перечисленным ниже группам людей? (в разрезе по образованию)

Изображение

При сравнении данных за весь период наблюдений (с 2009 по 2022 год) обнаруживаем, что, несмотря на существенные колебания процентной наполняемости показателей, одни и те же четыре группы для идентификации остаются на первых местах, т.е., важность с исследовательской точки зрения представляет ранг группы для идентификации, а не сам процентный показатель. Итак, чаще всего участники опросов соотносили и соотносят себя с гражданами Казахстана, с жителями своего города/села, с людьми своего поколения/возраста и представителями своей этнической группы.

Еще одно наблюдение, выявленное на основе сравнительных данных, также обращает внимание. В исследовании 2009 года общегражданская идентичность была первой с показателем 67%, но уже в последующих замерах она стала второй, так и не вернув себе лидирующих позиций. Ее оттеснила локальная идентичность на основе проживания респондентов в определенном городе или селе. Три замера – 2014, 2017 и 2022 гг. – подтвердили приоритет этого направления идентификации.

Таблица 1. Если говорить о вас, то как часто вы ощущаете свою принадлежность к перечисленным ниже группам людей? (сравнительные данные по ответу «часто»)

Часто 2009 г. 2014 г. 2017 г. 2022 г.
К жителям своего города или села 59% 76% 59% 51%
К гражданам Казахстана 67% 72% 52% 50%
К людям своего поколения, возраста 51% 72% 53% 45%
К людям своей национальности 55% 73% 52% 42%
К людям своей веры 44% 62% 43% 38%
К людям своего рода (ру) 51% 55% 46% 37%
К людям своей профессии, рода занятий 40% 60% 46% 36%
К жителям своей области 45% 64% 40% 34%
К людям такого же достатка 40% - 40% 33%
В то же время интересно, что с течением времени произошло закрепление тех направлений идентификации, которыми казахстанцы никогда не пользуются. Это отнесение себя к людям одной веры, профессии/рода занятий и определенного достатка. Последнее может говорить о том, что социально-классовая структура в казахстанском обществе, несмотря на переход к рыночной экономике, так и не сформировалась. Т.е., мы по-прежнему имеем дело с разрозненными, слабо связанными между собой по экономическим основаниям, группами населения. Таблица 2. Если говорить о вас, то как часто вы ощущаете свою принадлежность к перечисленным ниже группам людей? (сравнительные данные по ответу «никогда»)
Никогда 2009 г. 2014 г. 2017 г. 2022 г.
К людям такого же достатка 19% 15% 20%
К людям своего рода (ру) 12% 11% 17% 18%
К людям своей профессии, рода занятий 16% 7% 13% 18%
К людям своей веры 12% 9% 12% 17%
К жителям своей области 14% 4% 9% 16%
К людям своей национальности 9% 4% 11% 13%
К людям своего поколения, возраста 10% 4% 6% 12%
К жителям своего города или села 7% 2% 6% 9%
К гражданам Казахстана 6% 2% 8% 8%

Таким образом, можно констатировать, что идентификационные процессы в Казахстане все еще находятся в стадии развития при отсутствии одного доминирующего направления. Однако можно отметить устойчивый тренд на снижение показателя отнесения себя к жителям одной области и представителям одной веры (за исключением молодежи 18-24 лет). Идентификация себя со своей этнической группой, оставаясь пока что одной из самых востребованных (4 место в 2022 году), тем не менее, с течением времени снижает свою привлекательность. Что касается идентификации на основе отнесения себя к роду (ру), то она с годами снижается: в 2022 году почти пятая часть населения никогда не ощущала свою принадлежность к родовой структуре, при этом только каждый третий опрошенный часто прибегал к родовой идентификации. При этом заметно, что основными носителями этой идентичности являются люди старшего (от 55 лет) возраста, где доля подобной идентификации на уровне 40% и выше, в более молодых возрастах на родовую принадлежность обращают меньшее внимание.

И теперь вернемся к вопросу, заданному в начале статьи: что такая социология может дать историкам для понимания современных процессов и соотнесения их с прошлыми периодами? Вопрос к историкам.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

08:55
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.