Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz

Памятники, бюсты и... кобыз Ыхласа: обзор казахской прессы

Памятники, бюсты и... кобыз Ыхласа: обзор казахской прессы

В информационном потоке не потерялась новость об открытии памятника государственному деятелю, партийно-советскому руководителю 60-х годов Жумабаю Ташенову. Об этом сообщили все СМИ, независимо от языка. Он-де стоял на страже территории Казахской Советской Социалистической Республики, когда головотяпствующие центральные органы (всесоюзные, имеется в виду Москва) хотели, ничтоже сумняшеся, прирезать земли республики то к Узбекистану, то к РСФСР (знаменитый проект Хрущева – «Целинный край» в центром в Целинограде).

Ранее в Нур-Султане были установлены памятники алашординцам, Дине Нурпеисовой, Талгату Бегельдинову, Канышу Сатпаеву… До этого в столице были возведены памятник хану Аблаю, знаменитому воину и герою великого романа о ВОВ «Волоколамское шоссе», полюбившемуся комаданте Фиделю Кастро, – Бауржану Момышулы и т.д. В общем и целом – людям, чьи заслуги априори неоспоримы, а известность в определенной степени перешагнула за пределы Казахстана. Вопрос не в том – достоин ли партдеятель прошлого таких почестей, помимо присвоения имени учебным заведениям, улицам… Суть в том, что по все видимости в стране начался определенный процесс «памятникизации» («скульптуротизации»!?), это когда дан старт отливанию в бронзе знаковых людей советской послевоенной эпохи… Т.е. длинная серия восседающих на конях мужчин в средневековых доспехах и именуемых «батырами» и «ханами», видимо, подошла к концу, а если продолжиться, то это будут мелкие «батыры» местечкового, районного уровня. Зато, если от первых практически ничего не осталось в плане фотографий, рисованных изображений, другими словами – получается все современные изображения в картинах и скульптурах – это практически чистая фантастика! – то деятелей советской эпохи более легко ваять, поскольку, хотя бы, есть фотографии-артефакты...

Так, еженедельник «Ana tili» опубликовал статью «ӨЗАҒАҢНЫҢ ЕСКЕРТКІШ-БЮСТІ ҚОЙЫЛСА, ӘДІЛДІК СОЛ БОЛАР ЕДІ» – «Возведение памятника либо бюста Озагану (ласкательно-пиететное от имени Узбекали – Прим.) было бы высшей справедливостью...». Как видим, речь сходу заводится о высокой справедливости такого шага. Чем же славен Узбекали Джанибеков, занимавший высокие посты в номенклатуре советской управленческой системы, будучи по профессии историком?

Он был многие годы на партийной работе, на идеологической и пиком его карьеры, наверное, следует считать пост министра культуры и секретаря ЦК во второй половине 80-х годов. Именно тогда в годы так называемой перестройки, определенной оттепели, приведшей в конце концов к гибели СССР, этот человек на официальном уровне вернул такой праздник как «Наурыз» (в другой транскрипции – «Новруз»). Древнейший праздник, знаменующий приход весны – эдакий восточный Новый Год. В советскую эпоху его справляли очень тихо, по-домашнему, либо не справляли совсем и даже в некоторых регионах ничего не знали о существовании этого в определенной степени обрядного праздника.

Стоит согласиться, что возвращение Наурыза – это почти подвиг. Огромны заслуги этого человека и в возвращении, сохранении и популяризаторстве традиционной культуры в музыкальной сфере. В статье упоминается знаменитый музей музыкальных инструментов им. Ыхласа. К его возникновению много усилий приложил именно Джанибеков. И вот в статье говорится о том, чтобы был поставлен памятник такому человеку или хотя бы бюст перед музеем им. Ыхласа в Алматы. К слову, Ыхлас – это знаменитый исполнитель на кобызе (прародитель скрипки) конца XIX века. Его инструмент хранится в качестве самой великой реликвии в самом музее народных инструментов.

«Біз көбейіп келеміз» – «Мы (в данном случае – под «Мы» подразумеваются казахи – Ред.) все увеличиваемся» – именно таким образом заканчивает материал: «Олар көшіп барады, ал біз көбейіп келеміз», что в переводе означает «Другие национальности уезжают на историческую родину, а нас все больше и больше». В этой фразе и явно и подспудно слышится что-то вроде: туда вам и дорога, ваш отъезд – для нас это благо...

Понятно, что миграционные потоки вообще в мире в целом стали просто запредельно интенсивными, и явление это тоже коснулось и касается Казахстана. И как у любого явления у него в каждом случае (это касается регионов и стран как таковых) есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

А начинает свою справочную статью Батыр ЖАСҰЛАН с утверждения, что «налицо урбанизация казахов». В принципе, формально, он прав, ибо: «В настоящее время количество городских казахов достигло 11256,5 тыс. человек. Или 59,2% процента. Количество казахов, проживающих в селе, сократилось. Численность сельчан – 7753,1 тыс. человек, то есть около 40,8%». Но цифры цифрами, но можно ли назвать даже два поколения сельских (аульных) казахов, скажем в Астане или Алматы сформировавшимся урбанизированным слоем? Недаром в современном обществе чрезвычайно популярна сентенция; «Можно вывезти человека из аула, а вот аул из человека не вывести никогда...». Потому что в городе уже давно не меньше 10 развивающихся поколений из аула… против двух-трех истинно урбанизированных (в третьем, четвертом и так далее) поколении по-настоящему урбанизированных казахов.

Другими словами, пора бы знать и другие термины обозревателям того же «Жас Алаша», например «рурулизация». Это когда в городе. Априори считающимся урбанизированной средой преобладают… элементы сельского, неопатриархально-архаичного социума, что мы собственно и наблюдаем во всей красе в Казахстане. Точнее в крупнейших городах Казахстана, включая самый развитый город – экс-столицу, бывший Алматы. В итоге своеобразная экстенсивность завоевания города казахами сельской глубинки подрывает потенциал этой самой глубинки и творит не урбанизацию, а рурализацию Казахстана. Таких примеров достаточно во всем мире. Но если мы возьмем Мехико, крупнейшую городскую агломерацию и административный центр, да и попросту столицу Мексики, то там все сегментировано. Почему Мехико? Да потому что есть схожесть. И потому что туда вместится два Казахстана, который добрал почти 20 млн. человек вместе с городским и сельским населением, вместе с закрытыми коттеджными городками и былыми заповедниками вроде улиц Тулебаева (речь о самом большом городе республики – Алматы) или Зенкова (ранее Пролетарская) – и еще место останется...

Так вот, в Мехико есть обширные районы, где покупают недвижимость люди из Европы и даже из той же России. Т.е. одна треть огромного мегаполиса (куда, напоминаем, дважды вместится все население РК!) – это закрытые и подлинно «урбанизированные» кварталы со всей инфраструктурой, а «рурализированные» слои туда даже при желании никогда не попадут… Слава Аллаху такого в Алматы или Шымкенте почти нет, но с развитием «казахского капитализма» и «урбанизации» – и такое не может не появится.

Так же примечательна следующая фраза Б. ЖАСҰЛАНА: «Сейчас количество казахов, проживающих в нашей стране, превысило 13 млн. человек. А количество русских в стране составляет около 3,478 миллионов». А перед этим был такой, можно сказать, дежурный пассаж про казахский язык – мол, это же душа народа, и намекается, что при таких демографических раскладах (особенно после предстоящей переписи населения) нужно акцентированное приобщение к казахским ценностям и т.д. А если язык будет всеобъемлюще применяем, то ведь всё само собой образуется? А вот и нет… Почему?

Да потому что казахский язык должен окончательно сформироваться как язык управления, как язык изъяснения хотя бы на уровне средней школы и высших учебных заведений множества научных отраслей, не говоря уже о передовых технологиях. Оставим в стороне, что такового нет и близко, за исключением допустим, идеологем и в целом культурной политики, да и то с большой натяжкой. Если говорим о бюрократическом блоке – тоже с натяжкой, не говоря уже о современном научном тезаурусе.

В том же «Жас Алаш» есть статья Қуаныш ӘБІЛДАҚЫЗЫ «Ресейлік білім алып жүр талай қазақ баласы...»«Біз көбейіп келеміз». Каким образом оттеняют? Давно известно, что казахстанская молодежь, в том числе и представители самой многочисленной на сегодня нации, казахской, охотно учатся за рубежом. И не просто за рубежом, а именно – в России. А теперь обратим взор на школьников вслед Кауныш ӘБІЛДАҚЫЗЫ… И поймем, что хорошо это или плохо, но многие учащиеся средних школ, спецшкол помимо местного, скажем так, учебного курса параллельно много юзают (используют) российские платформы ZOOM-обучения! И снова вспомним, что в России сконцентрировано почти под сто тысяч студентов разных курсов и специализаций из Казахстана. А в предковидные годы в приграничных областях Казахстана случился коллапс – практически все абитуриенты подались в Россию за знаниями, плюнув на ЕНТ и местные казахстанские вузы.

18:45
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.