Вслед за волками теперь пойдут под пули сайгаки? Обзор казахской прессы
Каракалпакская тема под всеми углами зрения
Как известно, главным событием в политической жизни в Центральной Азии, попавшими в топ главных мировых новостей, стали события в Каракалпакской автономии Узбекистана. Но если в Казахстане изменения в Конституцию провели после известных событий, происшедших в январе, то в Узбекистане именно инициатива изменить конституционные нормы привела к событиям. И да, Казахстан является унитарным государством, а Узбекистан – нет.
Узбеки хотели убрать из своего основного закона норму о возможном самоопределении каракалпаков (через референдум) и получили траблы, возможно, актуальные уже навсегда. Сказать, что в Казахстане живо реагировали на события в Нукусе (столица Каракалпакской автономии), это не сказать ничего. Особенно это касается сегмента СМИ и соцсетей на госязыке, то бишь казахскоязычного сегмента. И это неудивительно.
Существует такой устойчивый постулат, что узбеки и казахи – братские народы. Однако есть народ, который реально ближе к казахам по языку и по другим признакам, чем, допустим, самаркандский узбек, а то и таджик… И как нетрудно догадаться – это каракалпаки.
Кстати, эмиграция каракалпаков с территории своей автономии направлена в том числе и в Казахстан. Не говоря уже о том, что немало казахов вернулось на родину предков, т.е. в нынешний Казахстан и из Каракалпакии тоже… В Нукусе, как пишут в соцсетях (не только на казахском), до сих 30% населения составляют казахи...
Поэтому, видимо, было очень много постов в соцсетях прежде всего (но они по традиции так или иначе попадали на интернет ресурсы и в целом в СМИ) о том, что надо оказать поддержку каралкалпакам (?). Причем некоторые из них были достаточно радикальные и повторять их в обзоре из-за этого не хотелось бы, учитывая всю щекотливость момента. Ибо надо еще раз подчеркнуть – Узбекистан не унитарное государство, а Казахстан – унитарное. А мы все помним, что сказал казахский президент на санкт-петербургском саммите совсем недавно: НЕ надо множить новые суверенные государства, ибо это может привести к хаосу...
Были и другие интерпретации и мнения. Например, у Айгуль Орынбек. Она – блогер, известный комментатор на том же facebook. Её мнение, что называется, «лица не общим выраженьем» получилось многослойным и жутко конспирологическим..
Портал Адырна приводит ее мысль: «Давайте не будем просить кому-то суверенитет, ибо у самих затаилась «пестрая змея», которую не стоит <сейчас> будить». А. Орынбек в своей реплике взывает к осторожности. Поскольку большие (сильные) государства всегда разыграют национальную карту в тех странах, что послабже и в которых есть те или иные меньшинства…
Так же она задевает Карима Масимова. Мол, мы помним, как он завозил некий народ из Китая и обустраивал их в нескольких районах под Алматы, меняя их национальную принадлежность. Т.е. каков бы не был бы «эзопов» язык – все очень прозрачно насчет того, кого А. Орынбек имеет в виду.
Может лучше разводить волков…. А не уничтожать сайгу?
Другая тема, которая оказалась заметной в общем информационном потоке – это сайгаки. Оказывается, степные антилопы так расплодились, что от них страдает сельское хозяйство страны. Решили начать массовый отстрел сайгачьих стад, которые травят посевы…
В связи с этой темоцй, свою любопытную реплику подал Бурахан Даканов: «Казахи любят говорить, что происходят от седогривых волков. А сами в последние годы просто тысячами изводят этих хищников на корню…». А ведь он в чем-то прав. В нынешнее время развелось охотников мерено-немерено. Изводят волков. Нынешний всплеск сайгачьих стад – это отсутствие волков, природных санитаров. Одним словом, никто в природе не регулирует этой «демографической» вспышки. А может, пришло время поднимать численность волков? Выращивать их, лелеять. Смотришь, и не будет огромных стад сайгаков – а заодно и проблем у сельхозпроизводителей, связанных с их миграциями по степи …
Выпендреж эстрадной «звезды» подвергся критике
Казахская часть Экспресс К опубликовала видео-ролик с сюжетом с казахского свадебного тоя… Обычно на свадьбах после исполнения традиционно-ритуальной песни «Бет ашар» (Открытие лица), когда грифом домбры открывают ранее прикрытое покрывалом (материей) лицо невесты – то после этого в поднос, стоящий рядом с ней, люди подходят и кидают деньги.
Эта традиция в последнее время, судя по опубликованному видеоролику, становится само по себе каким-то шоу. Таким, что порой зрители, видящие это в соцсетях, в ютубе начинают выражать свое негативное отношение.
На одной из пышных свадеб популярный представитель казахской эстрады Әбдіжаппар Әлқожа, в момент, когда пришла его очередь подойти и опустить в поднос денежку, вытащил сто долларов (так писали люди в комментариях – прим.) и танцуя направился к стулу на котором стояла «емкость». А потом встал спиной и, сделав что-то подобие мостика, кинул свой вклад. Ради справедливости, надо сказать, что во время своего «гимнастического» этюда его поддержали (чтобы не упал).
Комментаторам не понравилось его «кривляние» – зачем затягивать время? Этот ритуал не предполагает такого поведения. Подойди, брось денежку и – всё! Некоторые вообще написали с какой-то социальной точки зрения – тут народ покушать толком не может. А эти – шикуют…
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора