Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$ 432.28 down
€ 490.16 down
₽ 5.89 down

Туалетный позор

Туалетный позор

Несмотря на огромные вложения и указания на высшем уровне, Казахстану так и не удается решить проблему с придорожными туалетами.

Кусты все стерпят

Казахстан стремится в 30-ку развитых государств, но наши туристы до сих пор ходят «в кустики». В строительство туалетов вбуханы серьезные деньги, о санузлах твердят президент и парламентарии, рассуждают эксперты. Результат фактически нулевой, между тем, та же Беларусь, не обладая нефтяными сверхдоходами, сумела оборудовать свои магистрали бесплатными удобствами в достаточном количестве.

О развитых странах не приходится и говорить. Как грустно шутит пресса, средний придорожный туалет в США похож на районный акимат. В этом году в связи с карантинными мерами поток внутреннего туризма значительно усилился, и туалетная проблема буквально заполонила соцсети. Со всех концов страны поступают жалобы либо на отсутствие санитарных объектов, либо на невозможность доступа к ним.

«Сегодня в Боровом вынужденно стали очевидцами того, как взрослые люди оголяли одно место в кустах. Мы с мужем не поняли, в чем причина такого массового «хождения за кусты». Дошли до уборной и поняли. Как принято у нас в стране, в туристических центрах не работают общественные туалеты. На двери висит объявление «понедельник – санитарный день». А воскресенье тогда какой день? Почему общественные туалеты закрыты? Почему люди вынуждены ходить в кусты, чтобы справлять нужду?» Это процитированная прессой типовая жалоба возмущенных туристов. Аналогичные заявления поступают практически из каждого региона.

«Для красоты» стоят редчайшие кабинки на трассах, на туристических объектах, таких как озеро Алаколь, достопримечательности ВКО или Туркестана. Людям приходится пользоваться канавами или надеяться, что их пустят в какую-нибудь забегаловку.

Развивать туризм в таких условиях нельзя. Собственно, при отсутствии возможности удовлетворить базовые потребности, трудно даже говорить о соблюдении элементарных санитарных норм, о простейшем уважении к гражданам и гостям республики.

Примечательно, что придорожные туалеты находятся в центре обсуждения уже много лет. В 2019 году президент Токаев, критикуя низкие темпы развития туризма в Акмолинской области, поставил вопрос ребром. «На сегодня вклад туристской отрасли в ВРП не превышает и 0.5 %. Имеются существенные факторы, которые сдерживают приток туристов. О каком сервисе можно говорить, если мы не можем привести в порядок самое необходимое – придорожные туалеты в ужасном состоянии, о которых не говорил разве что ленивый?» — заявил Касым-Жомарт Токаев.

При этом сервисные станции европейского уровня с солнечными батареями и теплыми туалетами на казахстанских дорогах обещали установить с 2017 года, напомнил президент, но до сих пор их никто не видел.

В том же 2019 году впервые прозвучала цифра, вызвавшая скорее шок, нежели радость – один туалет у дороги обойдется в 23 млн тенге. Однако же «КазАвтоЖол» выпустил следующее сообщение. «Национальным оператором совместно с Комитетом автомобильных дорог МИИР разработана и утверждена программа по устройству 304 санитарно-гигиенических узлов (СГУ) на площадках отдыха до 2022 года, в том числе 110 на участках реконструкции дорог, 121 на эксплуатируемых участках дорог и 73 на платных участках дорог».

Далее «КазАвтоЖол» рапортовал, что уже ведет работы по устройству 14 санитарно-гигиенических узлов. СГУ должны были появиться на трассе Щучинск — Зеренда, Нур-Султан — Павлодар, Жетыбай — Жанаозен, в Карагандинской области и на трассе Шымкент — Тараз.

В туалетах нового типа предусмотрена вакуумная система смыва, солнечная энергетическая установка и другие «зеленые» технологии. Предполагалось, что устройство СГУ будет осуществляться за счет средств инвестора, а также предусматривалось бесперебойное содержание в течение пяти лет. На первом этапе конкурса был определен инвестор – ТОО Qazaqtech.

KazWay – что-то пошло не так

В том же году к решению столь тривиальной задачи подключились и правоохранители, что само по себе нонсенс. Первый заместитель председателя Агентства по противодействию коррупции Олжас Бектенов заявил, что туалеты, расположенные вдоль казахстанских автодорог, не соответствуют санитарным нормам. «Туалеты – это уже притча во языцех стала. Элементарным санитарно-гигиеническим нормам не соответствуют. Сами же ездим, смотрим, но заходить туда невозможно», — сказал Бектенов.

Ответственные за сортиры на трассах лица принялись оправдываться. Было заявлено о настоящей инвестиционной программе, тендерах, инновационных решениях и многом другом. Тогда же в «КазАвтоЖоле» упомянули и о перспективном проекте.

«Если вы ездили по участку Нур-Султан — Щучинск, у нас есть уже опыт Kazway – небольшой павильон теплый с привозной водой, вакуумной системной слива и небольшой торговой точкой. Наподобие таких павильонов мы планируем вдоль республиканских автодорог установить», — заверили в компании.

Проект KazWay действительно был хорош, но что-то помешало ему распространиться на всю республику. Туалеты в рамках этого проекта презентовали на трассе Нур-Султан – Щучинск, Щучинск – Зеренда. Страна с любопытством рассматривала изображения сортиров за 23 млн тенге, вложенных инвестором. Дизайн и удобства действительно впечатляли.

«На установку из бюджета ни копейки не будет выделено. Инвестор ставит за свой счёт, мы только выделяем из бюджета деньги на содержание объектов: ориентировочно, от 700 тысяч тенге в месяц. Кто наименьшую сумму предложит на содержание, того мы и выберем», – отчитались в «КазАвтоЖоле». Проектом реконструкции дороги, включая установку санузла, занимался «Казахдорстрой», входящий в холдинг BI group.

«Материал непростой – антивандальный. Дверные ручки поставили, которые не ломаются. Он полностью автономный: водоснабжение, подогрев воды, отопление в помещении, электричество, есть тепловые занавесы. То, что в него вложено, стоило того. Гарантия, которую мы несём перед заказчиком, – два года», – рассказал представитель компании. Стоимость посещения уборной определили в 50 тенге.

Кроме того, на трассе Астана – Щучинск установили пять павильонов придорожного сервиса KazWay. Расстояние между ними примерно 50 км. Как отмечалось, павильоны сдают предпринимателям за 35 тысяч тенге в месяц. Главное требование – обеспечивать качественный сервис и содержать объект по санитарно-гигиеническим нормам.

«Эти павильоны работают в круглосуточном режиме. Продавцы и арендаторы – местные жители из близлежащих районов. Арендаторов определяли аукционом: кто предложит выше цену за аренду. Желающих немного из-за отдалённости объектов», — поясняли разработчики.

По словам местных бизнесменов, даже с учетом зарплаты технички и других затрат, туалетное дело оказалось прибыльным. Средняя выручка в сутки составила 15-20 тысяч тенге, в период наплыва – до 50 тысяч. В пиковый сезон заработок вовсе неограничен.

Однако же в «КазАвтоЖоле» отметили, что по требованиям национального стандарта, который вступил в силу в 2018 году, все собственники объектов придорожного сервиса должны иметь тёплые благоустроенные туалеты и пускать туда людей бесплатно. Тем, с кого потребовали плату, предлагалось жаловаться на специальный номер, тогда, мол, приедет комиссия от акимата и разберется. Кроме того, «НК «ҚазАвтоЖол» запустило мобильное приложение «Kazway» для поиска пунктов придорожного сервиса на республиканских автодорогах.

Тем не менее, в правительстве раскритиковали медленные темпы установки туалетов, а также тот факт, что в реальности местные власти и бизнес не хотят связываться с махиной за 23 млн, даже если она каким-то чудом доберется до их глубинки. В регионах предпочли ставить туалеты попроще, или вовсе не озаботились это сделать.

Помимо прочего, ясно, что для девятой по площади страны мира 300 или 500 туалетов – это капля в море. По скромной оценке Казахстанской ассоциации автомобильных перевозчиков необходимо строительство 70 многофункциональных комплексов Kazway. А в планах «КазАвтоЖола» числились все те же 300 туалетов до 2025 года.

К эпопее подключилось множество организаций. В частности в НПП «Атамекен» состоялось совещание по вопросам развития придорожного сервиса под председательством депутата Мажилиса, председателя Комитета туристской отрасли Павла Казанцева, с участием вице-министра культуры и спорта РК Ерлана Кожагапанова и заместителя председателя Комитета автомобильных дорог МИИР РК Дархана Саканова.

Были представлены проект правил придорожного сервиса на автомобильных дорогах и проект типового договора о совместной деятельности по обеспечению минимального уровня сервиса.

На совещании выяснилось, что нет свободных земельных участков (!), а акиматы тщательно скрывают информацию о территориях, потенциально пригодных для СГУ. Также собравшиеся осознали, что строительство и содержание будет непрерывно дорожать, так как почти все комплектующие санузлов импортные. Словом, в составе, пригодном для возведения, как минимум, ГРЭС, государственные и общественные структуры выработали туалетные республиканские стандарты, но воплощение на практике, как всегда, запоздало.

Туалетизация всей страны провалилась?

За дело взялись явно не по заветам Ильича. В рамках Государственной программы развития туристской отрасли РК на 2019-2025 годы была разработана «Карта туалетизации» и механизмы государственно-частного партнерства для обеспечения и обслуживания туалетов в туробъектах, но туристы по-прежнему ходят в кусты и пишут гневные сообщения.

По некоторым оценкам, сегодня на дорогах республиканского значения функционирует около 2 000 СГУ, из них требованиям стандарта соответствует менее половины. Если кому-то приспичило на менее значимой дороге, он может искать санузел до посинения. Но, как гордятся в ответственных структурах, в 2017 году стандартам не соответствовало практически 80% придорожных туалетов.

Одной из главных причин, почему отечественный бизнес не заинтересовался этим сектором, эксперты назвали отсутствие льготных условий. В то же время представители нацкомпании «КазАвтоЖол» и Министерства по инвестициям и развитию вели переговоры не только с крупными иностранными брендами, но и с казахстанскими компаниями. Однако ничего масштабного так и не было запущено, хотя, например, о создании ассоциации придорожного бизнеса было заявлено еще в 2017 году. Среди причин эксперты называют бюрократию, несогласованность действий госорганов, небольшой поток клиентов основную часть года, а соответственно – низкие доходы.

По данным «ҚазАвтоЖола», до конца 2021 года на казахстанских автотрассах должны построить 28 придорожных туалетов. В 2020 году было построено четыре туалета, что, согласитесь, даже не смешно. Осчастливили трассы Алматы – Хоргос, Нур-Султан – Темиртау и Нур-Султан – Щучинск.

На очереди Самара – Шымкент, Алматы – Шелек – Хоргос, Алматы — Усть-Каменогорск — Шемонаиха — граница России и вновь Нур-Султан – Темиртау. Дополнительно, утешают в «ҚазАвтоЖоле», планируется построить 134 современных придорожных комплекса, в которых будут установлены бесплатные туалеты. Для этого уже подписаны соглашения с крупными автозаправочными станциями, среди которых GasEnergy, Compass, Sinooil, PetroRetail, КазТрансГаз и М-36.

«Так как проекты по строительству придорожных туалетов были отданы в частные руки, то предприниматели сами решают, какие санузлы устанавливать. Если они хотят в будущем экономить воду, то будут устанавливать туалеты за 23 миллиона тенге. Опять-таки за свой счет. Если у них нет проблем с доступом воды и септиком, то они могут установить санузлы, которые будут дешевле как минимум на 14 миллионов тенге. Именно столько стоит вакуумная система, которая экономит воду», — сообщили в компании.

Кроме того, как заявлялось ранее, обслуживание придорожного туалета обойдется до 1,5 миллиона тенге ежемесячно. Кстати, заверяет «КазАвтоЖол», с помощью потребителей и их жалоб ситуация контролируется. Предусмотрены штрафы за отсутствие принадлежностей – 2% от месячной выплаты, за нерабочее состояние СГУ – 4%, за нарушение режима уборки – 4%, за закрытие туалета – 8%.

Кроме того, в 2020 году появилась информация о том, государство субсидирует бизнесменам затраты на содержание санитарно-гигиенических узлов в размере до 30 МРП (83 340 тенге). Об этом сообщил председатель Комитета индустрии туризма министерства культуры и спорта Дастан Рыспеков.

На сегодня «туалетизация» все так же топчется на месте. Среди предложений экспертов освобождение от всех таможенных пошлин комплектующих для туалетов, освобождение от налогов на пять лет производителей туалетов и сервисных компаний по их обслуживанию. Необходимо, помимо прочего, составить новую карту «туалетизации» страны с конкретным определением точек. В зависимости от территории и сферы это будут туалеты в сельских школах, больницах, придорожные, туристские, внутригородские СГУ и т.д. И не забыть подвести к участкам инфраструктуру, дорожки, воду, свет, выделить земельные участки и через аукцион передать частникам для строительства туалетов.

Также аналитики предлагают отказаться от «кампанейщины» в решении такого элементарного вопроса, которого в большинстве развитых стран давно не существует. Однако необходимо четко понять, что возврата к схеме «одинокий домик в степи» быть не должно, Казахстану нужны современные придорожные сервисы, где за санузлом всегда будут присматривать.

Кстати, отсутствие удобств – это далеко не только дорожная проблема. В Казахстане каждое третье домохозяйство использует туалет с выгребной ямой. По данным статистики, лишь 53,6% домохозяйств используют туалеты с центральной системой канализации, 18,3% — туалеты с индивидуальной системой канализации (септиком), в то время как 34,1% домохозяйств довольствуются туалетами с выгребной ямой. Напрашивается вывод: если мы не разберемся с туалетным позором, ни о каком развитии туризма, включая и внутренний, не может быть и речи.

18:55
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.