У казахов в приоритете Чингизхан и... Дикий Арман. Обзор казахской прессы
Общество, поклоняющееся Чингисхану, никогда не будет гуманным обществом
Одним из самых мощных агрегаторов новостей, слухов, высказываний известных персон и т.п. – собранных, что называется, по «городам и весям», то бишь по самым различными СМИ и интернет-ресурсами безусловно является портал https://alashainasy.kz. В переводе на русский «Алаш айнасы» — это «Зеркало Алаша». «Алаш» — одно из древних имен территории, которая ныне называется Казахстаном.
Данный портал и впрямь дает определенное отображение того, чем бурлит общественное мнение казахскоязычного общества. Здесь можно встретить буквально все: от мнения известного человека, как принято сегодня говорить, медийного лица, до описания какой-то жизненной истории, обычно в жанре «письма в редакцию».
Так, в рубрике «Тiл – тас жарады» — «Язык может камень расколоть», приведено мнение Дархана Әбдіка по поводу Чингизхана. Дело в том, что в казахском обществе существует довольно устойчивая и активно пропагандируемая установка, что Чингизхан — это не кто иной, как один из прародителей казахской нации. Об этом выходят наукообразные статьи, почти исследования и тому подобные вещи. Одним словом, на данной почве уже создался целый культ этой неоднозначной фигуры всемирной истории.
Однако есть и противоположные мнения, их и привел «Алаш айнасы» устами (пером) Дархана Әбдіка. Это известный тележурналист, являющийся отпрыском Толена Абдикова. Отец Дархана, в свою очередь, является казахским топ-писателем, лауреатом Госпремии, занимавшим немало постов в сфере культуры. Это замечание приведено не зря и объяснится чуть ниже.
Итак, Дархан Әбдік довольно тонко и нещадно — с точки зрения гуманизма и, по сути, общечеловеческих ценностей — критикует культ Чингизхана. Причем источник культа он выводит, основываясь на платформе неких наблюдений чисто психологического характера: «Біздің жазушыларымыздың көбі жастайынан төбелесіп өспеген. Ал төбелеспеген адам қара күшке табынатын қорқақ болады. Қорқақ адам — билік басындағы біреудің қара күшін пір тұтады. Біреуге зорлық-зомбылық жасаған адамды керемет көреді» — «Наши писатели большей частью росли без драк. Ну а человек, который не дрался, обычно поклоняется (восхищается) «черной силе». Они уважают человека, который демонстрирует жестокость, насилие»… Наверное, стоит доверять такому наблюдению, учитывая происхождение Дархана, – он из элитной семьи деятелей казахской культуры. И прекрасно знает эту среду.
Далее Д. Әбдік заявляет: «Мне все равно какой национальности Чингизхан. Однако в истории сохранились его злодейства, как истребление населения города Отрара, сожжение библиотеки, заливание свинцом глотки Кайырхана (руководитель гарнизона Отырара – Ред.)». Далее напоминается тот факт, что в казахском фольклоре нет ни одного хвалебного слова о Чингизхане или его потомках.
Если у вас в уважении Чингизхан, ну тогда и Гитлер, и Наполеон, и Сталин в эту же череду. Главное заключение таково: «Общество, поклоняющееся Чингисхану, никогда не будет гуманным обществом».
Виртуальный конфликт боксеров из-за Дикого Армана
Давно известно, что Казахстан – страна, в которой любят различные виды единоборств. Бокс, разновидности борцовских дисциплин (вольная, греко-римская (классическая), дзюдо, самбо...). Такие традиции сложились еще в эпоху советского развития. За годы суверенитета выросли и состоялись новые герои, появились новые виды единоборств, т.н. «бои без правил».
Но всегда особое место в шкале предпочтений казахстанцев занимал бокс. И любое крупное соревнование по боксу, особенно на международном уровне (чемпионаты мира, олимпийские турниры, континентальный чемпионат) вызывают бурю эмоций. Оно и неудивительно – в мире любительского бокса Казахстан называли «азиатской Кубой», имея в виду непрерывный поток талантов.
В уходящем году, с небольшим временным разрывом между собой, прошли два значимых турнира – олимпийский в Токио и чемпионат мира в Белграде. Еще в семидесятых годах прошлого века в Югославии (в том же Белграде, ныне столице Сербии) состоялся чемпионат мира и тогда золотую медаль выиграл член сборной СССР в весе 67 кг. — Валерий Рачков, боксер из Казахстана (тогда КазССР). Спустя более чем сорок лет Белград снова принимал чемпионат мира и уже два казахстанских боксера стали чемпионами и двое завоевали серебряные награды и один бронзовую. Вслед за кубинцами в мировом зачете команда Казахстана стала второй на планете. И это — после провального турнира в Токио.
Поэтому вокруг бокса, сначала провала, а потом успешного чемпионата мира в этом году было много разговоров, выплескивавшихся в СМИ и интернет. Изюминкой белградских соревнований лучших боксеров-любителей планеты стало то, что на турнире с соответствующими документами (приглашение международной федерацией бокса) официально присутствовал человек, которого в Казахстане и далеко за его пределами знают как «Дикого Армана». Его хорошо знают в международных криминальных кругах, а сам Дикий Арман много времени проводит в ОАЭ и Стамбуле. А знаменит он тем, что некогда подававший большие надежды боксер с юга Казахстана, будучи криминальным вожаком и, к слову, на тот момент будучи довольно молодым человеком, разогнал тусовку Демократической партии «Ак Жол» в Шымкенте. Тогда эта партия была в оппозиции к Ак Орде и возглавляли ее другие руководители.
Так вот, интернет был полон роликами, где Дикий Арман заходит в расположение казахстанской сборной, ведет мотивационные беседы, раздает прямо из своего кармана какие-то деньги членам команды. И все это едва ли не в присутствии руководителей казахстанской делегации. Многие задались вопросами, по большому счету оставшимися безответными.
Но если говорить о бывших боксерах, то состоялся обмен мнениями между олимпийским чемпионом 2008 года Бахытом Сарсекбаевым и бронзовым медалистом той же самой Пекинской Олимпиады Ермеком Шиналиевым. Последний выбросил в интернет пост, в котором заметил олимпийскому чемпиону, что тот как «баба лезет не свои дела». Об этом сообщали многие, в том числе и сайт «Altyn Orda».
Сарсекбаев ответил в том духе, что не понимает, чем он заслужил ругань в свой адрес, но сказал при этом, что Шиналиев младше него и не добился тех высот в спорте, которых добился он. Причем в Пекине эти два боксера жили в одном номере. Ныне Шиналиев не общается с Сарсекбаевым и не горит желанием общаться, ровно о том же самом сказал и Сарсекбаев: «у меня никогда не было номера его телефона».
Между тем, можно легко догадаться, что за кошка пробежала между коллегами-боксерами, если обратиться к обширному интервью Шиналиева, которое он дал казахскоязычному варианту «Экспресс К» — Express Qazaqstan. Из этого интервью становится совершенно ясным, что причиной этого сыр-бора стал Дикий Арман. «Бабой» Сарсекбаева обозвали после того, как олимпийский чемпион открыто задал вопрос: «Да кто это такой?» после появления в лагере боксерской дружины Казахстана в Белграде криминального авторитета. Это первое.
Второе. Корреспондент спрашивает у Ермека про Дикого Армана. И читатели узнают, что, оказывается, Дикого Армана знает весь боксерский Шымкент и в целом регион. И вообще он «наш брат (старший). С ним мы общаемся. И он близок не только к спортсменам – когда пандемия была в разгаре, он помогал лекарствами краю и много еще чем...». Как говорится: ни убавить, ни прибавить.
И последний штрих. Сарсекбаев, скорее всего, тоже слукавил, когда задал риторический вопрос про Дикого Армана. Ведь он долго жил на юге республики и даже дальше — в Узбекистане. Другими словами, невозможно было не знать, точнее не слышать про такого персонажа. Тем более выходца из спорта, из бокса.