Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$443.35
475.54
4.82

Темы. Темы. Темы… Обзор казахской прессы

Темы. Темы. Темы… Обзор казахской прессы

После новогодних каникул – это первый наш обзор в наступившем 2022 году. За эти дни, в первой декаде января произошли трагические и в то же время важнейшие – доселе не происходившие в таких масштабах в истории независимого Казахстана – события.

Воистину – «черный январь»! Нет смысла их тут пересказывать, сейчас тем более картина вырисовывается, а все информационные сообщения, вбросы доступны потребителю – ведь восстановился интернет, стала выходить и бумажная пресса. Поэтому этот выпуск практически не будет напрямую касаться «Черного января». По нашей традиции обратим внимание на более или менее любопытные публикации, присущие, скажем так, именно казахскоязычной сфере …

***

Традиционные СМИ остаются востребованными…

В газете «Туркiстан» накануне Нового Года вышло обширнейшее интервью Даурена Куата. главного редактора другой казахскоязычной газеты – «Қазақ әдебиеті». Оно называется: «Қазақ тағдыры жайындағы шығармалар әлем назарын аударуға тиіс» – «Произведения о судьбе казахов должны привлечь внимание всего мира». Чтобы сразу был понятен столь высокий пафос, напомним, что речь идет об одной из старейших газет, своеобразной казахской «Литературной газете», попросту говоря, «писательской» газете.

Преамбула к данному интервью такова: «Сегодняшняя национальная пресса и литература неоспоримы тем, что являются частью духовного мира казахского народа. Однако неспособность воспринимать это всерьез и глубоко – один из главных недостатков современного общества». В своем интервью главред «писательско-литературной» газеты задел несколько вопросов. Они довольно специфические, но и весьма познавательные для тех, кто мало ориентируется в этих вопросах, и, разумеется, очень интересны профессионалам, т.е. литераторам. Например, скушает ли интернет, в конце концов, традиционные СМИ? – от радио с ТВ до газет и журналов? По мнению Д. Куата, действительность показывает, что все виды коммуникаций находятся в острейшей конкурентной борьбе.

И несмотря на всевластие интернета, без которого и традиционные СМИ технологически уже не могут выходить в свет, нельзя сказать, что битва проиграна. Он напомнил, что в Японии культура потребления (чтения) бумажных носителей сохранилась (читай – востребована!) во всей своей линейке – там есть утренние, обеденные и вечерние газеты. Главное, чтобы контент был годный и интересный читателям.

На казахских сайтах есть запрос на качественный контент, но чаще побеждает соображения рейтинга, когда в желании привлечь аудиторию пускаются во все тяжкие, запуская, как говорится, голимый «хайп». Но такие материалы на самом деле не дают пищи ни уму, ни сердцу, и быстро забываются, они не значимы. А на их место приходит другой «хайп», и этот конвейер нескончаем.

Для этого газета, журнал, радио-телеканал не должны отступать от направления представления читателю чего-то серьезного, вдумчивого. Традиционные СМИ – это медиа, которые всегда чувствуют свою ответственность перед читателем.

В литературном плане контента делится на жанры. Например, такая форма как полновесный роман как бы больше присуща старшему поколению казахстанских писателей. Хотя в малых формах можно выполнить задачу, которую некоторые решают в романе.

Что касается вверенной ему газеты, то спикер вспомнил, что когда он только приступил к обязанностям главреда, то стал привлекать к публикациям в «Қазақ әдебиеті» молодых литераторов. И многие из них были крайне удивлены: «Мы думали, что газета только для старейшин цеха».

В продолжение писательской темы и аналогия с «Бессмертными академиками»

Как известно, в казахскоязычном общественном мнении, когда речь заходит о традициях народа, смыкающиеся со сферой «правильной» государственной идеологии, воспитания подрастающего поколения, а главное сохранения и развития казахского языка в обороте всегда были ссылки на т.н. «зиялы кауым» (сообщество мудрых; топ лучших представителей интеллигенции и т.п.). Т.е. на прослойку казахского общества, которую можно в известной степени сравнить с французской «Академией бессмертных» (À l’immortalité) – это представители элиты (научной, литературной...), стоящие на страже, если можно так сказать, французскости.

Казахский «зиялы кауым» не имеет строжайшей формальности как 40 «бессмертных академиков» (у французов по мере естественного убывания список пополняется новыми «бессмертными»), поэтому в массе своей конъюнктурный зал «зиялы кауым» довольно обширен и основательно малокритичен. Так вот, в Казахстане, в него безусловно входят и такие личности, как доктор филологических наук Мырзатай Жолдасбеков, литератор Несипбек Айтулы.

Портал «Неге медиа» поднял тему о том, как эти представители бесформенного казахского «зиялы кауым» позиционировали себя относительно… Елбысы. Тогда – и сейчас. Заголовок публикации хлесток и ироничен до невозможности: «Мырзатай қашты, Несіпбек састы… Танымал адамдар Назарбаевтан теріс айналып жатыр» – «Мырзатай бежал, Несипбек растерялся (в данном случае это мягко сказано. – Ред.)… или как Известные люди отшатнулись от Назарбаева».

Как нетрудно понять уже из названия материала, речь идет о том, как известные члены клуба «зиялы кауым», после того как экс-президент Назарбаев уже окончательно лишился после недавних событий своего ореола, вдруг странно отреагировали на едкие вопросы корреспондента «Неге медиа».

В отрывок из этих интервью по телефону (вопросы задавал Серик ЖОЛДАСБАЙ, Нур-Султан).

– (обращаясь к доктору филологии) Где сейчас экс-президент? Вы же его сильно хвалили прежде. Почему не ищите его?

– Дорогой, не надо меня в политику вмешивать.

После нескольких вопросов в таком же духе Мырзатай Жолдасбеков, который в свое время приравнял Нурсултана Назарбаева к Пророку, не дослушав до конца вопрос корреспондента, положил трубку телефона.

– (обращаясь к литератору) Мы все сегодня задаемся вопросом: «где Назарбаев?». Первый президент в Казахстане или за рубежом? Как вы думаете?

– Я что, его нюхаю? Спроси у Правительства. Спроси президента Токаева. Если кто знает, то только Токаев знает. Кроме него кто знает? Что еще скажешь?

– В свое время вы посвятили целую поэму «Байтерек» экс-президенту...

– Хвалили, а что тут такого? Тогда я не про Елбасы, а про Астану писал.

– А мнения своего вы не изменили?

– Нельзя отрицать исторические заслуги Назарбаева в переносе столицы. Поэма «Байтерек» была написана в 2003 году. Кроме того, за рубежом написаны миллионы книг. Перенос столицы и утверждение границ в Северо-Казахстанской области никогда не исчезнут из истории. Это большой труд. Как мы это можно отрицать? А теперь, когда то так случилось, есть ли в этом мое участие?

P.S. Вот таково было мнение того деятеля и поэта, о котором мы спрашивали. Многие из тех, кто когда-то гордился первым президентом Нурсултаном Назарбаевым и написали для него поэмы. В дальнейшем мы постараемся узнать их игру»...

… Как видят читатели, самообладания и хоть какие-то аргументы посильнее что ли, оказались у поэта Несипбек Айтулы.

А вот тему салафи пора жестко закрыть – мнение

Информационн6ый портал Аdyrna.kz опубликовал Обращение к Президенту РК от Алтынбека АЖОКУЛЫ. Суть сводится к призыву в одночасье запретить в стране на законодательном уровне идеологию ваххабизма. Религиовед считает, что за 30 лет в Казахстане выросло третье поколение ваххабитов, число которых растет в геометрической прогрессии. Между тем, эта идеология призывает к разрушениям и насилию относительно тех, кто ее не придерживается.

Далее автор обращения сообщает, что «мы своими глазами видели плоды этой вредного учения, в котором аяты из Корана вырываются из контекста и превращают ее в нечто такое, что не имеет к мирной вере никакого отношения… Но в Казахстане мирный салафит прекрасно знает тех, кого считают, а когда началась война в Сирии, они отправились в ложный халифат убивать и взрывать. Поэтому ваххабитская идеология должна быть запрещена законом… До сегодняшнего дня некоторые эксперты писали, что идеологию нельзя запретить. Видите ли, оказывается запрет на ваххабизм ставит фанатиков этого учения «в угол», после чего они злятся и… радикализируются (!). А запрет ваххабизма приведет к разрыву дипломатических отношений с Саудовской Аравией и другими государствами, где эта идеология является официальной и т.д. …В 2009 году Таджикистан запретил на своей территории деятельность сторонников течения «Салафия», а в 2014 году признал это направление экстремистским. В России аналогичные действия предприняли и сторонники экстремистской организации «Нурджулар»… Тогда как, например, запрет террористической организации «Братья-мусульмане» в Казахстане не привел ни к разрыву дипломатических отношений, ни к разрыву торговли с Египтом, когда там к власти пришли «Братья-мусульмане». Вышеупомянутый Таджикистан также сохранил все свои позиции в исламском мире, спокойно отправляя своих паломников в хадж и торгуя с ваххабитскими странами», – и далее в том же духе.

Кстати, перепост этого Обращения разошелся по социальным сетям. В частности, его опубликовал на своей стене видный казахстанский медиа-менеджер Серик Аббас-Шах, как и многие казахстанцы, не приемлющий религиозный экстремизм...

21:55
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.