Россия и Украина: что изменилось после переговоров в Стамбуле?
Прошедшие 29 марта 2022 г. российско-украинские переговоры в Стамбуле вселили международному сообществу осторожный оптимизм относительно способности сторон прийти к компромиссу. Неслучайно министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что самый значимый прогресс в переговорах между Россией и Украиной был достигнут именно на состоявшихся консультациях.
Понятно, что благодаря продолжению очных встреч делегаций создаются условия для заключения соглашения о перемирии. Так, к положительным результатам переговоров можно отнести заявление российского министерства обороны о кардинальном сокращении боевых действий на киевском и черниговском направлениях.
Однако расценивать подобное решение Москвы как реальный шаг к прекращению огня все же преждевременно. Отвод части войск с киевского направления не предполагал снижения активности на других линиях фронта.
Не удалось сторонам продвинуться и по вопросу Крыма и Донбасса. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров отметил, что на четвертом раунде переговоров Россия увидела «гораздо больше понимания» ситуации от украинской стороны. Однако это не означает, что Москва примет предложенный Киевом вариант фактически заморозить вопрос о статусе Крыма и Севастополя как минимум на 15 лет, а вопрос Донбасса вынести в отдельный пункт переговоров между главами Украины и России.
Хотя российская и украинская делегации по-разному интерпретировали основную повестку консультаций, не вызывает сомнений, что стороны обсуждали предоставление гарантий безопасности Украине. Представители Киева подтвердили, что данный вопрос остается ключевым для заключения мирного договора с РФ. Так, четко прописанные гарантии безопасности Украины должны быть подтверждены со стороны стран-гарантов, в число которых может войти США, Россия, Израиль, Польша, Канада, Турция, Китай, Италия, Германия и Франция.
Примечательно, что российская сторона позже заявила, что гарантии безопасности должны распространяться не только на Украину, но также на Россию и другие страны Европы. Попытка адаптировать договор с украинской стороной под аналог соглашений общеевропейской безопасности может вызвать неоднозначную реакцию у стран Запада.
Тем не менее, очевидно, что подобное соглашение так или иначе станет отправной точкой для формирования новой системы гарантий безопасности в Европе. Возвращение Украины к курсу на внеблоковый статус, серьезно повлияет на риторику региональных игроков.
После Стамбула
Турция намерена и дальше выступать в качестве посредника в переговорном процессе. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в очередной раз анонсировал готовность Анкары организовать встречу лидеров России и Украины. Однако вероятность ее проведения в краткосрочной перспективе остается низкой.
Даже несмотря на то, что министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что основные задачи спецоперации России на Украине в целом выполнены, военные действия будут продолжены. В настоящее время российская сторона намерена сосредоточится на укреплении своих позиций на Донбассе. В подобных условиях говорить о реальных подвижках в сторону деэскалации конфликта весьма проблематично.
Украинская сторона уже изложила в письменном виде свое видение решения военного конфликта. Теперь очередь Москвы сделать аналогичный ход. При этом нужно понимать, что далеко не все озвученные пункты представленных документов в итоге окажутся в финальной версии мирного соглашения. Тем более, стороны еще даже не очертили его предварительные контуры.
Дополнительные сложности в данном процессе могут возникнуть из-за намерения Киева провести референдум для принятия положений мирного соглашения. Даже в случае отвода российских войск на исходные позиции по состоянию на 24 февраля 2022 г. проведение всенародного голосования в стране, где более 10 млн человек были вынуждены покинуть свои дома из-за военных действий, станет настоящим вызовом.
При этом нужно понимать, что соблюдение мирного соглашения будет во многом зависеть от того, как будут действовать страны-гаранты. Не исключен вариант, что новый договор повторит судьбу Минских соглашений, которые так и не были реализованы на практике.
В итоге для того, чтобы увидеть реальный прорыв в переговорном процессе, потребуется еще не один раунд консультаций. По сути, проводимые переговоры сводятся к обсуждению вариантов, принятие же окончательных решений потребует большей политической воли и времени.
Лидия Пархомчик, эксперт ИМЭП