Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$444.22
476.38
4.82

Хотели как лучше… Хроники отечественной цифровизации

Хотели как лучше… Хроники отечественной цифровизации

За годы, посвященные цифровому развитию, наша страна накопила множество провальных проектов государственных информационных систем. Некоторые фиаско надолго останутся в памяти казахстанцев.

К перебоям в различных электронных системах и приложениях мы уже успели привыкнуть. То виснет Еgov.kz, то не проходит оплата по карте Онай. Тем не менее, оценить работающий сервис – если он, конечно, работает – казахстанцы тоже успели. Технологии могут существенно облегчить повседневную жизнь, но могут и серьезно осложнить – и с этим фактором наши граждане познакомились в полной мере.

Во время пандемии цифровизация набрала темп, причем настолько, что поползли слухи о буквально чудовищных тратах из нацбюджета на различные электронные «прибамбасы». В апреле прошлого года вице-министру цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Аблайхану Оспанову пришлось опровергать информацию о том, что на государственную программу «Цифровой Казахстан» потратили сотни миллионов долларов. По словам вице-министра, программа обошлась бюджету в 41 миллиард тенге за два года, что тоже сумма немалая. Сомнения и вопросы более чем оправданы, поскольку в прошлом миллиарды тенге были потрачены на неработающие проекты, или проекты, работающие с такими багами, что лучше бы их вообще не внедряли.

Старушка «Сайлау»

Интересно, многие ли помнят государственную информсистему, якобы призванную облегчить гражданам процесс голосования и обеспечить полную прозрачность выборного процесса? Сайлау внедряли с великой помпезностью, она подавалась как первое торжество новых технологий в независимой стране, но обернулась одни из первых громких и дорогостоящих провалов.

Систему электронного голосования ввели в 2005 году, но использовали практически в одной электоральной кампании. В 2011-м ЦИК заявил, что в еще 2007-м году система была «отложена из-за недовольства избирателей и политических партий». В 2015-м в ЦИК сообщили, что Сайлау в настоящий момент по прямому назначению не используется в силу ряда причин, но помогает Центризбиркому поддерживать связь с регионами.

За давностью лет найти «хвосты» крайне трудно, однако по некоторым данным, проект Сайлау был разработан Объединенным институтом проблем информатики Национальной академии наук Беларуси, прикладное программное обеспечение создано казахстанскими специалистами. Макет автоматизированной системы Сайлау создан совместно с экспертами Агентства по информатизации и связи, Комитета национальной безопасности, ОАО «Казахтелеком» и представительств компаний Microsoft и Oracle в Казахстане. В целом на внедрение системы из республиканского бюджета планировали выделить около 30 млн долларов.

Damumed: в борьбе с коррупцией победила коррупция

Разумеется, в деле криво работающих информационных систем отличилось и Министерство здравоохранения. К слову, планировалось, что с 1 января 2019 года все поликлиники и больницы перейдут на электронное ведение медицинской документации. Прогноз оказался слишком оптимистичным, хотя бы из-за набившей оскомину проблемы отсутствия доступа к качественному интернету в селах. Кроме того, многие наиболее нуждающиеся в медуслугах люди, например, инвалиды и пенсионеры, зачастую не имеют компьютеров. Ну и свою лепту в разочарование в информатизации отрасли внесла система Дамумед.

В августе прошлого года, в разгар пандемии появилось сенсационное сообщение Фонда социального медицинского страхования. Оказывается, специалисты обнаружили в Damumed 11 607 приписок на сумму почти 75,5 миллиона тенге. Несуществующие посещения врачей, фальшивые назначения и процедуры и даже фальшивые родственники – такова реальность, с которой пришлось столкнуться казахстанцам в процессе информатизации здравоохранения.

Генеральная прокуратура начала проверки, в компании Damumed заявили о том, что система в приписках не виновата, сработал, дескать, человеческий фактор. В Минздраве поспешили обелить врачей, мол, им совершенно нет нужды заниматься приписками, так как их зарплата от количества процедур и посещений не зависит. Совершенно очевидно, что доверие к здравоохранению и к электронным приложениям подобные казусы не повышают, а подоплека скандала, в том числе финансовая, пока остается тайной.

Перечислить все государственные информационные системы либо с треском провалившиеся, либо работающие с огромным количеством погрешностей, достаточно сложно. В заключение краткого обзора можно сказать, что казахстанцы неоднократно жаловались на приложение Казпочты – Post.kz. Также критике со стороны предпринимателей подвергается мобильное приложение комитета госдоходов Wipon Pro, разработанное для выявления алкогольной продукции с поддельными марками, а также с марками неустановленного образца. Многим памятен и скандал со специальным сайтом для получения социальной выплаты в размере 42 500 тенге. Ресурс 42500.enbek.kz попросту рухнул, когда к нему массово обратились соискатели пособия.

А в последний месяц в Казахстане разгораются дискуссии вокруг приложения Ashyq, созданного для контроля и анализа данных по эпидситуации в Алматы. Даже если оставить в стороне вопросы о корректности выявления ковид-статуса человека при посещении развлекательных объектов, работа приложения вызывает сомнения. Как его особенности проявят себя в момент полной загруженности, в настоящее время непонятно. Кроме того, насколько адекватен сам принцип выявления «красных» и «желтых» посетителей, учитывая ситуацию в здравоохранении в целом? И не произойдет ли утечка приватных данных, как это не раз случалось в прошлом?

11:53
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.