Заключительный мартовский обзор казахской прессы
Одной из сквозных тем со времен распада СССР и обретенной в одночасье независимости в казахскоязычной печати стали вопросы самоидентификации, в том числе в тонких вопросах веры. Как известно, Казахстан по преимуществу, а сейчас в силу того, что титульная нация стала и по численности превалирующей в границах республики – мусульманская страна. Кроме казахов исповедуют ислам такие народы, проживающие в республике, как уйгуры, чеченцы, азербайджанцы, турки-ахыска, татары, узбеки, таджики, курды, карачаевцы и т.д. Практически все, назовем их так, мусульманские народы, придерживаются суннизма, и только азербайджанцы относятся к шиитской ветви (суннизм и шиизм – это две главные ветви, направления Ислама, еще есть суфизм и т.д.).
Одним словом Казахстан входит в Умму, территорию Ислама. И понятно, когда еще в годы перестройки, предшествовавшие распаду СССР, вопросы свободы вероисповедания, как и вопросы самостоятельности, суверенности 15 советских республик были подняты на щит. Не обошло это явление и Казахстан. Наступила независимость, с тех пор храмы растут как грибы после дождя, мечети по пятничным дням полны-полнехоньки, яблоку некуда упасть, а мусульманская религия становится все заметнее и заметнее.
Помнится такой известный общественно-политический деятель национал-патриотического направления как Жасарал Куанышали, будучи отнюдь не религиозным ортодоксом, высказал (написал) следующую идентификационную формулу, суть которой можно выразить следующим образом: понятия «казах» и «мусульманин» — неразделимо тождественны (!). Одним словом, можно смело сказать, что религия вошла в моду. Более того, патриотизм и религиозные чувства, принадлежность стали во многих головах как бы смыкаться. Но такой коктейль, что называется, может становиться воистину бурлящим, и появились побочные эффекты. Причем политического и террористического характера. Исламисты раскачивают Умму, и не только Умму, а в какой-то мере весь окружающий мир вокруг себя. И они находят паству в Казахстане, особенно среди молодежи, довольно легко.
Выше мы отмечали, что в Казахстане в лице азербайджанцев есть шииты. Но шииты имеют крайне мало влияния в Казахстане, если вообще имеют. Зато есть суфийское ответвление — его адептом в РК является казах из Афганистана Исматулла. Он находятся в «контрах» с ваххабизмом. Причем ваххабизм – это сунниты, но трактовка чисто саудовская, читай арабская. В тюрьмах сидят немало осужденных за экстремизм, в основном ваххабиты, но есть и исматуловцы.
И вот, несмотря на то, что суннитами являются арабы, саудовские арабы, из чьих мест собственно и вышел Пророк Мухаммад, возвестивший предкам нынешних саудитов слово Новой Религии (Ислама), передав им Книгу (Коран) – они придали суннизму новый, политизированный импульс. Когда-то за счет англосаксов стали расшатывать Османскую Империю (хотя турки тоже сунниты) и таки расшатали. И вот теперь исламский экстремизм во многом связывают с саудитами и их союзниками, за которыми, в свою очередь, маячит… дальний Запад.
Да, Казахстан дуалистичен. Наряду, как говорят в народе, с «припавшим на коврик» (т.е. людей ставших строжайшим образом соблюдать намаз, и все другие ритуалы Ислама), есть определенный курс на вестернизацию (ориентирование на «потерявший Бога» Запад), т.е. светскость, либерализм. Как бы то ни было, в последнее время, несмотря на расширение числа поклонников исламской религии, стали появляться мнения, в том числе и в СМИ, что, дескать, у нас есть свое уложение и мировоззрение в этом вопросе, свой «масхаб», давно сложившийся у казахов, с тех пор как они познакомились и приняли Ислам. Именно об этом статья Бекболата Қаржан в «Кала мен Дала» этого года.
В ней автор как бы от своего лица обращается к <современному> молде и учит того, как правильно и верно, согласно казахскому патриотизму, надо вещать в мечетях. Автор сетует, что религия через своих нынешних служителей культа арабизирует казахов, как бы отделяет казаха от его самости, идентичности. «Дін жайында тарап жатқан видеолардағы ғұламасымақтардың айтқандарына құлақ түрсең, тозақпен қорқытудан басқа ештеңе қалмай барады. Елдің санасын зомбилап, араптан басқаны айтпай, талай сорақыны төгіп жатыр». – В распространяемых видео, в которых касаются веры, только и слышен один лишь мотив – устрашения всего и вся виде ужасов ада, куда по всей видимости будут попадать люди, плохо внимающие и повинующиеся муллам. Они тем самым отравляют сознание людей и зомбируют их…
Мнение автора надо в религии отходить от арабизации и приходить к казахскости, к национализму. Только это может спасти от разрушения. «Өзінің тарихын ұмытып, бір шеттегі араптың кім екенінің бізге не керегі бар? Бұл да сатқындықтың бір түрі. Мешіттерде Абылайлар, Қабанбайлар, Бөгенбейлар, Наурызбайлар неге айтылмайды? Оның есесіне араптың батырлары – Сағи ибн Абу Уаққастар, Омарлар, Оспандар айтылып жатыр» — Почему мы забываем свою историю? Почему в мечетях не услышишь родных имен богатырей – как Абылай, Кабанбай, Богенбай, Наурызбай? Зачем нам арабские батыры – Саги ибн Абу Уакас, Омар и др.»…- ставит вопрос Бекболат Қаржан.
Не получилась развязка у Байбека, не доделывается толком и Сагинтаевым...
Газета «Жас Алаш» поднимает не только глобальные вопросы бытия казахов, но и текущие, но не менее важные вопросы. Ибрагим Беков в заметке «Миллиардтар бөлінсе де кептелістен көз ашпадық, Сағынтаев мәселеге мән бере ме?» поднимает проблему, связанную с развязочным мостом в районе пересечения таких нагруженных магистралей города Алматы, как Рыскулова и Кульджинский тракт.
Когда-то в связи с началом строительства эстакады был обрадован народ, как живший на городской территории, так и на областной. Думали: новая развязка решит многие транспортные проблемы въезда и выезда из города. Во всем мире такие вещи делаются на раз и приносят только удобства. Но только наши акимы могут из благой идеи сделать муку и проблемы для населения.
То, что тут слабое техническое и инженерное решение, видно и чувствуется сразу. А ведь в возведение эстакады было вбухано за миллиард тенге. И что в итоге? Развязка получилась неудобной и не решает проблем с пробками. А акиму Сагинтаеву, похоже, нет никакого дела до этой голотяпственной развязки. Зачем народу такое дорогое и никчемное сооружение?
Что в имени твоем?
Главный официоз республики на казахском языке «Egemen Qazaqstan» обратил внимание на самые ходовые, модные имена, которыми нарекают новорожденных граждан странны. Очень часты были такие мужские имена как Айсултан и Нурислам, а среди девочек Асылым и Раяна, Медина и Айзере. В этом году самым популярным мужским именем пока является Алихан (4 268 раз).
В этом году исполняется 155-летие со дня рождения видного политического деятеля Алихана Бокейханова и в повторении его имени в новых гражданах Алаша есть определенный символизм, считает автор материала. Указывает на бессмертность народа и уважение к славным именам. А имя Раяна означает «врата рая».