Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$ 432.28 down
€ 490.16 down
₽ 5.89 down

Реформы отдельно, образование – отдельно

Реформы отдельно, образование – отдельно

Реформы завели систему образования в тупик, об этом сегодня говоря все – от родителей до депутатов. Различные источники свидетельствуют о неуклонном падении уровня знаний, но, похоже, реформы не сбавят темп.

Ученики и родители живут на вечной «стройке»

Пандемия коронавируса несколько притормозила реформы, зато выявила не просто недостатки системы, а ее бездонные провалы. Только за последние годы казахстанцам навязали новые безграмотные учебники, обучение с пяти лет, пятидневку, пресловутое трехъязычие, СОРы, СОЧи, электронные дневники и прочий комплект преобразований. Ни одно нововведение не было досконально проработано и отлажено, о чем не устают твердить специалисты, большинство из них не дали обещанных результатов.

Кстати, перед началом пандемии нашей школе грозила очередная реформа. В январе 2020 года в министерстве образования сообщили, что уже со следующего года знания детей могут начать оценивать по стобалльной шкале.

«Мы рассматриваем варианты 100-балльной системы оценивания, как это принято в высших учебных заведениях, чтобы была синхронизированная балльность. Мы также понимаем, что возврата к предыдущим оценкам – 3, 4, 5 – не будет», — заявили в министерстве.

О том, что используемая система СОР и СОЧ, введенная более трех лет назад, до сих пор вызывает массовое недовольство, в ведомстве упомянуть забыли. За школу вступились депутаты.

«Была у нас такая просьба, сделать акцент на повышении качества знаний. А пошел весь крен, извините, в сторону оценивания. Мы бы вообще вам предложили вернуться к прежней системе и никому не усложнять задачу», — так прокомментировала инновацию тогдашний зампредседателя Мажилиса Гульмира Исимбаева.

Последние поправки в законодательство об образовании, подписанные президентом Касым-Жомартом Токаевым, вступают в силу с 1 января 2021 года. Как разъяснили в МОН, очередные нововведения призваны упорядочить образовательные процессы. В частности, законом закрепляется понятие «дистанционное образование». Также поправки предусматривают «радикальное решение» проблемы качества учебников. Кроме того, вводится правило о мониторинге по определению учебных достижений учащихся, что позволит определить уровень базовых знаний. Также вводится дополнительное финансирование государственного образования.

Помимо сказанного, перекрывается лазейка, сквозь которую замордованные реформами родители пытались протолкнуть детей к знаниям. Дело в том, что в пандемию количество детей, получающих альтернативное дистанционное образование за рубежом, заметно возросло.

«В связи с обучением в дистанционном режиме во время пандемии участились случаи перехода в зарубежные учебные заведения как альтернатива обучению в казахстанских школах. В связи с этим родители решили, что возможно обучение в российских дистанционных школах или в школах других стран. Это противоречило действующему закону. В связи с этим внесены изменения в закон «Об образовании», — пояснили в МОН.

Согласно новым правилам, родители или законные представители обязаны обеспечить получение детьми среднего образования в организациях образования Казахстана или международных школах, имеющих лицензию. Исключение составляют дети, выехавшие за границу в установленном законодательством порядке.

Безусловно, есть шанс, что поправки в законодательство улучшат ситуацию, однако общественность пока встречает их настороженно. А поправка о запрете на обучение в зарубежных онлайн-школах вызвала возмущение родителей и законный вопрос: что мешало предупредить о готовящемся вмешательстве в начале учебного года?

Плохие оценки

Одним из показателей действенности реформ можно считать результаты международного тестирования. В прошлом году Forbes опубликовал данные о том, что Казахстан показал наихудший результат за все годы участия в исследовательской программе PISA. В 2018 году школьники из 79 стран и экономических зон приняли участие в данном исследовании, в итоге 15-летние казахстанцы заняли 69 место.

Далее издание пишет: 2019 год стал показательным для казахстанской системы образования. В этом году вышли результаты таких международных сопоставительных исследований, как PISA, TALIS, ICILS и PIAAC. Казахстан продемонстрировал низкие результаты по многим параметрам.

В одной из публикаций приводятся выводы докторанта Michigan State University, консультанта ОЭСР Алии Бижановой. По мнению эксперта, в основе падения уровня знаний лежит множество факторов, большинство из них свидетельствуют, как об обилии формальных реформ, так и о недостатке реформ подлинных. «Попытки улучшить ситуацию посредством закона о статусе учителя не решают главных проблем – их подготовки, качественного повышения квалификации, мотивации, престижа профессии и отборе в профессию лучших еще на стадии поступления. А как показывает международный опыт, главный фактор успешности ученика – это учитель», — в частности, уверена Алия Бижанова.

По ее мнению, налицо «отсутствие связи и реального диалога государственных органов со школьной администрацией и учителями, а главное – со школьниками и их родителями – главными получателями образовательных услуг. Отовсюду я получаю комментарии учителей и родителей по поводу происходящих реформ, но, к сожалению, их голоса не всегда бывают услышаны».

Следующая проблема: «решение малых проблем за счет нерешения системных вопросов, а также решение вопросов формально, «для галочки» и отчетности. Легче поставить компьютеры в школы или ввести электронные дневники, чем заниматься педагогами, их подготовкой и выстраиванием диалога с родителями и учителями».

Волнует эксперта и многократно отмечаемый разрыв между сильными и отстающими школами. Этот разрыв фиксируется и в соотношении город – село, и в соотношении языка обучения, здесь, по данным эксперта, он составляет 1,5 года. Безусловно, основной разрыв кроется в вопросе неравномерного финансирования. Бюджеты элитных учебных заведений отбирают большую часть средств, выделяемых на образование, утверждает аналитик.

Кстати, гонка за рейтингами – одним из показателей формального подхода, по словам Алии Бижановой, положения никак не улучшает.

«Плохие результаты казахстанских школьников в PISA 2009 и 2012 годов привели к принятию Плана действий по развитию функциональной грамотности, а в государственную программу были внесены индикаторы по повышению результатов PISA. Повысились ли данные результаты? Очевидно, нет. Может, стоит прекратить гонку за рейтингами и усилить решение комплексных вопросов?»

Педагоги страны также не демонстрируют высоких показателей успеваемости. В начале прошлого года СМИ обнародовали данные Национального квалификационного тестирования (НКТ): из более 73 тысяч человек, прошедших компьютерную проверку, 56% ее провалили. А в сентябре 2020 года МОН проверял уровень знаний учителей дополнительного образования. В тестировании приняли участие 2802 человека, задание не смогли пройти 88% из них.

Добьет ли школу коронавирус?

Пока в верхах реформы бьют рекорды, на фронте учебы во время пандемии царит тревожная обстановка. С самого начала «коронавирусного» года учителя, родители и сами дети характеризуют процесс получения образования эпитетами «кошмар и ужас». Удаленка стала суровейшим экзаменом для очень многих: связь работает нестабильно, некоторые предметы оказались за бортом, значительно снизилось качество преподавания и контроль успеваемости. Чтобы хоть как-то предотвратить катастрофу, многие родители брали отпуска, проводили часы в борьбе с каверзами дистанционного обучения.

Удивляться не приходится: на удаленную учебу не всегда хватает усидчивости взрослых, что говорить о детях начальной школы? Кроме того, обострилась проблема социального неравенства: детям из сельской глубинки труднее пробиться в сеть, иногда и вовсе невозможно. У определенного процента учеников не хватает компьютеров.

В июле газета «Литер» обратилась за разъяснениями вреда и пользы дистанционного обучения к консультанту BTS-Education Бауыржану Абуову. По словам эксперта, Всемирный банк ранее опубликовал экономический доклад по Казахстану «Преодолевая кризис».

«Казахстан был явным аутсайдером по качеству образования, и его результаты снижались на протяжении нескольких исследований. Предполагается, что учащиеся потеряют в среднем восемь баллов по эквиваленту обучения PISA за четвертую четверть, а закрытые школы в два раза менее эффективны. Это еще непосредственно отразится на результатах международных сопоставительных исследований в будущем, которые выявит еще большее количество функционально неграмотных казахстанцев», — заявил Бауыржан Абуов.

Самые бедные ученики окажутся за чертой функциональной грамотности, считает эксперт.

«Также специалисты Всемирного банка подсчитали, что слабое обучение во время пандемии ударит по экономике Казахстана на десятилетия. Ежегодный ущерб будет составлять 1,9 миллиардов долларов. Нынешние учащиеся, предположительно, потеряют 2,9% своих доходов», — добавил он.

Между тем, последствия дистанционки до сих пор не оценены, не сделано глобальных выводов на будущее, а ведь до конца пандемии, судя по всему, еще очень далеко. Не лучше ли, вместо запутанных реформ, заняться неотложными проблемами? Независимые аналитики полагают, что необходимо реформировать саму основу подхода к школьному образованию в Казахстане. Не на словах, а на деле поднять статус учителя, ликвидировать неравенство в финансировании школ, выделять на образование больше бюджетных средств. В частности, по данным прессы, Казахстан не выполняет рекомендации OECD (международная межгосударственная организация экономически развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики), согласно которым на образование следует направлять 6% от ВВП. На сегодня этот показатель составляет 3-3,5%.

20:49
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.