Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$ 432.28 down
€ 490.16 down
₽ 5.89 down

Самый прибыльный день в году

Самый прибыльный день в году

Для казахстанского рынка цветов наступающее 8 марта – высшая точка спроса. В целом же отечественный цветочный оборот оценивается специалистами в более чем 130 миллионов долларов.

Золотой тюльпан

Как отмечают в частном опросе поставщики «прекрасного товара», сегодня рынок перенасыщен. Добиться баснословной прибыли в праздники уже не так просто, как в прошлые годы. Тем не менее, 14 февраля и особенно 8 марта все еще дают крупным реализаторам месячный заработок. И хотя цветы по-прежнему считаются беспроигрышным подарком, во всяком случае, для женщин, вложения в этот бизнес достаточно рискованны. Единственной «железной» инвестицией эксперты считают быструю оптовую перепродажу цветов к Международному женскому дню.

На рынке присутствуют игроки, закупающие нежный товар на 10-20 миллионов тенге, однако средняя партия крупного поставщика стоит примерно три-четыре миллиона. Исследования крайне затруднены, поскольку рынок разобщен, на нем присутствуют как оптовые закупщики, для которых этот бизнес основной, так и люди, вкладывающиеся в дело лишь раз в году в надежде на мгновенную прибыль. Нельзя сбрасывать со счетов и мелких торговцев, которые в весенние дни буквально оккупируют каждый перекресток. Также последние годы развился сегмент интернет-продаж. При этом участники рынка отнюдь не рвутся делиться секретами с прессой: из-за высочайшей конкуренции стратегии бизнеса лучше оставить при себе.

Что касается ассортимента, то в топе остаются тюльпаны и розы. Вкладываться в другие виды цветов – если речь идет о праздничных продажах – достаточно опасно, считают участники рынка. Стоимость оптовой закупки тюльпанов 200-250 тенге за штуку, рассказывают торговцы, а в праздник они уйдут к покупателям по 300-500 тенге. Цена роскошной высокой розы 8 марта может достигнуть тысячи и больше, оптовая же ее стоимость приблизительно 450-500 тенге. По словам продавцов, при должной сноровке, 90% товара удается распродать, так как праздничный спрос обычно сохраняется до середины марта. Отдельный сегмент – выгодные покупки национальных и частных компаний, а также госорганов. Некоторые ведомства, к примеру, могут приобрести сотни букетов.

Рынок растет, но на нем правит импорт

Еще в 2017 году объем цветочного рынка оценивался в 100 миллионов долларов, сегодня он вырос на треть. По официальным данным, порядка 70% приходится на завозной товар. В прошлом году Казахстан ввез около 6 тыс. тонн цветов, в 2019 году – примерно столько же. В 2021 году наблюдался бы дальнейший рост, полагают специалисты, но вмешалась пандемия, ограничившая не только поставки, но и проведение корпоративных мероприятий.

В целом же в 2019 году за цветочный груз страна заплатила 42 млн долларов, причем за последние три года импорт в денежном выражении вырос на 13%. В прошлом году, как и предыдущем фактически половину выручки получил Эквадор, такие данные статистики приводит комитет госдоходов.

Если смотреть общую картину, то Эквадор поставил 3,2 тыс. тонны цветов на 23,7 млн долларов, затем идут Нидерланды – 1,6 тыс. тонны на 10,9 млн долларов и Колумбия – 593 тонны на 3,9 млн долларов. Дальше в рейтинге располагаются Кения (279 тонн на 1,9 млн долларов) и Израиль – 112 тонн на 724,6 тыс долларов. Кроме того, цветы поставляются из Китая, Италии, Испании, Новой Зеландии. Также в списке импортеров Перу, Португалия, США, Таиланд, Турция, Эфиопия. Для сравнения в 2018 году импорт составил 5,7 тыс. тонн на 38,3 млн долларов, в 2017-м – 5 тыс. тонн на 32,6 млн долларов. В последние годы, отмечают эксперты, в пул импортеров вошел и Узбекистан.

Отечественные производители, занимающие 30% рынка, зарабатывают в основном на благоустройстве городов, парков и т.д. Их преимущественная локация – это Павлодарская, Алматинская и Акмолинская области. По данным статистики, в Экибастузе теплицы занимают около 5 га, в Степногорске 3 га, в Отеген-Батыре 3 га, а в Узынагаше 2 га. Отечественные производители выращивают около 25 млн цветов в год, что не удовлетворяет потребности республики. По приблизительным подсчетам, до 70% отечественных цветов продаются в магазинах Алматы и Нур-Султана.

Если вернуться к ассортименту, то самым популярным цветком в Казахстане продолжает оставаться роза. По данным таможенных органов, в 2019 году в страну было ввезено 73,5 млн роз, их стоимость составила 29,2 млн долларов. Здесь лидируют Эквадор, поставивший нам 55,8 млн штук, Кения, Колумбия и Нидерланды.

Вторую позицию занимают, разумеется, тюльпаны – главный символ 8 марта. За год в Казахстан поступило 16 млн луковиц на 1,5 млн долларов. Основной поставщик этих цветов – Нидерланды (15,5 млн штук). Немного заработала на весеннем торжестве и Польша, у которой РК приобрела 500 тыс. луковиц на 57 тыс долларов.

Далее следуют хризантемы на 5,1 млн долларов, 11,9 млн штук, почти все были привезены из Нидерландов. Импорт гвоздик составил 6,3 млн штук (1,1 млн долларов), лилий – 1,4 млн штук (630,2 тыс. долларов), гиацинтов и нарциссов – 343,9 тыс. штук (1,1 млн долларов), орхидей – 230,5 тыс. штук (199,2 тыс. долларов). Эти цветы нам поставляют преимущественно все те же Нидерланды, Эквадор, Колумбия, Турция, Малайзия и Кения. По словам экспертов, в поставках из Голландии и Африки процент брака очень низок, тогда как в партиях цветов из Китая и Узбекистана он может составлять до 50%, что соответственно влияет на цену.

Букет онлайн

По данным различных источников, вместимость онлайн-рынка цветов Казахстана около 4 млн с серьезными перспективами роста. В этом сегменте лидируют Алматы и Нур-Султан, развиваются интернет-продажи в Актау и Атырау. У онлайн-салонов есть ряд преимуществ: за счет сокращения расходов на содержание бизнеса уменьшается и цена. Например, по некоторым данным, накрутка» на цветы в офлайновых салонах составляет от 50 до 200%, тогда как в онлайн-магазинах – около 30-50%. Тем не менее, именно при покупке онлайн легче всего наткнуться на бракованный товар, поэтому покупатели все еще осторожны. Именно здесь продавцам приходится идти на всяческие ухищрения, составляя букеты в зависимости от капризного спроса, добавляя к цветам аксессуары – искусственную зелень, бусины, конфеты и т.д.

Основная торговля, безусловно, все еще кипит в офлайне: только в Алматы работают порядка 1,2 тысячи магазинов цветов и это без учета базаров и стихийных торговцев. Есть в южной столице и собственные теплицы с весьма солидными для Казахстана площадями. Собственно, цветочный рынок привлекателен тем, что в преддверии знаковых дат, к которым в докоронавирусную эпоху относилось и 1 сентября, в него может «зайти» кто угодно. Включая и пенсионерку, вырастившую на даче подснежники или ромашки. Что же до торжества импорта, то, по словам продавцов, развитию местного производства мешают слишком высокие затраты и непредсказуемая конъюнктура.

Тем не менее, рынок душистых роз, юных тюльпанов и прочей красоты чувствует себя в Казахстане весьма неплохо. О чем, в частности, говорит один курьезный факт. В феврале этого года владельцы некоего Центра цветов в Нур-Султане организовали розыгрыш призов, в том числе автомобиля марки Volkswagen Polo и пригласили желающих принять участие. Желающих набралось так много, что полиция была вынуждена применить санкции. В итоге организаторов подвергли штрафу, а публику отправили по домам.

12:49
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.