Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$448.15
483.46
4.86

В Казахстане предлагают увековечить память о Голодоморе

В Казахстане предлагают увековечить память о Голодоморе

Возвращаясь к известному утверждению, что казахскоязычная и русскоязычная пресса – это два разных мира, можно сказать, что на самом деле так оно и есть. Разумеется, в этом есть определенная закономерность. В чем она заключается? Не секрет, что основной информационный поток в нашей стране традиционно формируется на русском языке. Не собственно в казахстанских СМИ, а извне. 

Ведь главные мировые новости тоже по-прежнему доступны, прежде всего, через русский язык, а если быть еще точнее – то через российские СМИ и новостные агентства. Если же говорить о сугубо внутреннем новостном потоке – то он вполне схож, но тут банальное объяснение: информационно-событийные поводы текущей действительности одни и те же. Более того, скажем, новости из казахского, казахскоязычного шоу-бизнеса можно узнать уже и на русском.

Но есть и другая категория потока, и он с каждым годом все больше перетекает и в русскоязычное поле, но тональность, а также частота упоминания и, в какой-то мере реакция на них, отличается от казахскоязычной. В которой, в свою очередь, эта тематика составляет довольно увесистый кусок от общего информационного объема; его можно назвать отчасти идеологическим.

Одной из составляющих в последнее время стало мнения и отношение к Ашаршылык-Голодомору. Не обошел эту тему в jasqazaq.kz и депутат Мажилиса Дархан Мынбай в статье «Халықтың жадында сақталуы тиіс» (В народа это должно остаться...»). В ней он перечисляет человеческие потери по регионам и сетует, что это только из известных на сегодня источников, а сколько подробностей пока еще скрыто. Отталкиваясь от январской статьи главы государства «Независимость превыше всего», депутат парламента призывает усилить изучение тяжелейших периодов в истории нации, произошедших с ней в последние три века. В частности, в связи с открывающимися данными об том же Голодоморе: «Мәселенің маңызын ескере келе, арнайы құрылған Мемлекеттік комиссияның қарауына мына ұсынысты енгіземіз:

1) 1920-1930 жылдардағы Аштық құрбандарын жыл сайын еске алып, аза тұту үшін бір күнді белгілеу. Оны «Аза тұту (немесе Азалы күн)» деп атау орынды.

2) Тарих тұрғысынан, тиісті заң жүзінде баға беру үшін ұлттық қасіреттің себеп-салдарын жан-жақты ашу бағытында кешенді ғылыми зерттеулер жүргізу.

3) Мемориалдық тақта, арнайы белгі орнату, музейлік-ағартушылық, тағзым шараларын ұйымдастыру, деректі фильмдер түсіру абзал. Көптің жадында қалған аштықты немесе басқа нәубет пен зұлматты жалпыхалықтық сипатта халықаралық деңгейге дейін көтерген елдер әлемде аз емес. Олар құрбан болғандарға арнайы рәсім бойынша жыл сайын дәстүрлі Азалы күнін атап өтеді. Бұл — олардың өз тарихына деген, отандастарының аса ауыр трагедиясына деген ерекше өркениетті тағзымы. Халқымыздың адамшылық даналығы да осындай имани шаралармен үндес. «Қараусыздың қайраты зая, Қайратсыздың айбаты зая» деген ата сөзіміз бар. Біз — өткендерге де, тірілерге де лайықты баға беріп, үмітпен, берекемен алға ұмтылған елміз. Сондықтан Аштық құрбандарын лайықты қастерлеудің ерекше қайыры болады деп сенеміз».

Память о жертвах Голодомора предлагается выделить день в календаре на государственном уровне и назвать его «Днём Скорби». Мы обязаны установить мемориальные доски, организовать/усилить просветительскую музейно-архивную работу, снять цикл документальных фильмов. Этого требует память безвременно ушедших, этого требует народное мнение и о жертвах, это цивилизационный шаг. В связи с чем дать всеобъемлющую оценку прошлому, происшедшей трагедии, настоящему вдоль и поперек изучить со всех сторон эти темные пятна истории. Имея полную картину происшедшего, извлечь из этих шагов понимание того, как и почему это произошло — и идти дальше, вперед в своем развитии.

О новых женских типажах, захвативших информационное пространство

Рефлексии на тему неподобающего поведения сегодняшних людей, допускающих едва ли не аморальные выходки, запрос на хайп (агрессивная реклама) – в оценочной системе «уят» (стыд-стыдно), которая уже существует как термин («уятменство») в «языке межнационального общения» — часто встречаются прежде всего на страницах казахскоязычных СМИ.

К такому ряду можно отнести и реплику Гүлнар Ахметовой прямо в преддверии Международного женского дня в jasqazaq.kz. Она обращает внимание на тот факт, что создалось впечатление, будто появились армия женщин, которые вынуждены открыто, на публику заявлять о своих жизненных трудностях, просящих для себя дом, денежные выплаты… Причем это целый такой образ неблагополучия создается (тиражируется?) многими СМИ.

«Такое впечатление, что мы стали страной авантюристок и неприкаянных женщин». Это не может не угнетать – реплика так и называется «Насихат курбандары» — «Жертвы пропаганды» (надо понимать, что потребители информации – это они жертвы таких сюжетов). Нашим матерями и бабушкам и в голову такое не могло», – замечает автор.

Потом она быстро переходит к другим <ей неприятным> женщинам, молодым девушкам. Которые надув губы и оголив тело, тоже лезут из всех информационных каналов <делая контент> — все эти «байзақовы, наршаевы». Последние личности уже несколько лет (видимо продолжают) являются героями негативных реакций «уятменов». Вот и Г.Ахметова пишет, раньше они оголяли плечи (бюсты), а теперь перешли к показу практически всего своего тела. Получается, что эта массированная форменная пропаганда показывает женщин страны в неприглядном свете. Но ведь не все такие? Не все. Так почему же дается «зеленый свет» таким сценам и сюжетам? – заключает автор jasqazaq.kz.

Демонстрации по языку дороги нет, а демонической демонстрации — дорог много!

Известный борец за развитие государственного языка, публицист-литератор, общественный деятель, а теперь и депутат Мажилиса Қазыбек Иса отреагировал на марш феминисток в южной столице, прошедший накануне 8 Марта. В материале «Тіл шеруіне жол жоқ – жын шеруіне жол көп!» в «Голосе казах» (на сайте «qazaquni.kz) Казыбек гневно возмущается: «В прошлом году, 15 декабря, накануне Дня Независимости нам не разрешили <в Алматы> провести митинг по языковому вопросу. В мире нет, наверное, другой такой страны, где митинг в поддержку госязыка власть не дает разрешения. Тогда как другим как бы разрешили – и на тот митинг пришло всего несколько десятков человек. А теперь вот и вчерашний (имеется в виду демонстрация феминисток) митинг оказался разрешенным. И что мы увидели? Непотребные лозунги, рекламу нетрадиционных отношений <извращений>. Под этим действом сложно найти защиту прав женщин, гендерное равноправие. Там было воспевание однополых браков, защита «прав» проституток. Все это приводит к полному разрушению национального естества <идентичности>, вере, в конце концов национального кода.

Изображение

В год 30-летия чаемой веками нашими предками Независимости, в Алматы, являющейся колыбелью этой Независимости, состоялась мерзкая, направленная против наших устоев, постыдная демонстрация».

Свое возмущение Казыбек Иса завершает следующими строками:

«Осы біздің елде Ұлттық идеология деген бар ма? Азаттықты асқақтататын, Ұлтты сақтап қалатын Ұлттық идеологияны қашан қолға аламыз?» — «У нас вообще есть национальная идеология? Когда же у нас появится развивающая Свободу <Независимость>, сохраняющая Нацию национальная же идеология?»

Вопрос в очередной раз поставлен – найдётся ли на него ответ? Этого, наверное, не знает даже уважаемый депутат парламента…

11:55
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.