Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$446.49
475.38
4.79

Открывая Турцию

Открывая Турцию

В истории независимого Казахстана Турция занимает особое место. Она стала первой страной, признавшей нашу независимость сразу после ее провозглашения 16 декабря 1991 года.

Турция первой открыла свое посольство в тогдашней столице Казахстана Алма-Ате. 2 марта 1992 года между нашими странами были установлены дипломатические отношения, а 21 апреля 1992 года первый посол Турции в Казахстане Аргун Озпай вручил верительные грамоты Первому Президенту Нурсултану Назарбаеву. Это факты, которые широко известны, и о которых мы вспоминаем каждый раз, когда говорим о казахстанско-турецких отношениях. Я бы к этому добавил то, что Турция стала первым государством, с которым Казахстан установил безвизовый режим взаимных поездок граждан.

Став независимым, Казахстан унаследовал от Советского Союза не только коммунистическую топонимику (так, во всех городах были улицы Ленина, Коммунистическая и Комсомольская), но и режимы взаимных поездок граждан с другими странами. С некоторыми этот режим был безвизовым, например, со странами Восточной Европы и с Китаем, но для поездок в большинство стран требовались визы. И если поменять названия улиц было нетрудно, то для введения или отмены визового режима требовались межгосударственные процедуры.

Из Казахстана в те времена ездили в Турцию не на курорты, а за разными товарами, преимущественно одеждой. Это называлось «шоп-туризм». Из Турции в Казахстан приезжали не строители (они появились чуть позднее), а различные бизнесмены авантюрного склада, открывающие для себя новые рынки.

Въехать в Турцию в качестве туриста было нетрудно — турки всегда придерживались режима открытых дверей для иностранцев. Хотя формально для этого требовалась виза, ее можно было получить без обращения в посольство, прямо в аэропорту, просто заплатив десять долларов (сумма довольно скромная даже в то время) и получив в паспорт визовую наклейку размером с почтовую марку.

Получить визу для въезда в Казахстан было сложнее. Поскольку собственных загранпредставительств у нас тогда просто не было нигде, визы к нам по взаимной договоренности выдавали в российских посольствах. Причем визы эти были еще советского образца – в виде вкладышей в паспорт, которые надо было заполнять на пишущей машинке в трех экземплярах под копирку. Сколько эти визы стоили, я не помню, но наверняка больше десяти долларов.

Таким образом, в процедурном плане от безвизового режима больше выигрывали турки, хотя и десять долларов, конечно, тоже деньги. Но с политической точки зрения отмена виз как символ братской дружбы была намного важнее. Соглашение о безвизовом режиме взаимных поездок граждан Казахстана и Турции было заключено путем обмена письмами между министрами иностранных дел. Однако уже после того, как оно вступило в силу, Консульское управление МИД, где я тогда работал, получило информацию о том, что с наших граждан, приезжающих в Турцию, продолжают требовать визы и, соответственно, клеить в паспорта марки за десять долларов. Нас это неприятно удивило, поскольку наши пограничники впускали граждан Турции безо всяких виз. Мы тут же направили в посольство Турции вербальную ноту с призывом соблюдать соглашение.

Оказалось, что мы просто не замечали очевидных вещей. Полученный нами ответ заключался в следующем: для службы паспортного контроля в аэропорту Стамбула гражданином Республики Казахстан является не тот, кто прилетел из Казахстана, а тот, кто предъявил паспорт Республики Казахстан. А в то время у нас национальных паспортов еще не было, все казахстанцы использовали загранпаспорта СССР. Соответственно, турецкие пограничники продолжали применять к ним те нормы, которые действовали в отношениях между Турцией и Советским Союзом. То есть требовали визу на въезд. После распада СССР такой же подход применяли и другие иностранные государства, но с ними речь об изменении визового режима тогда не велась.

Поскольку процесс разработки дизайна и изготовления национальных паспортов требовал времени, а проблему с правильной идентификацией граждан надо было решать срочно, пошли старым проверенным путем – стали делать специальные отметки в советских паспортах, благо их запасы имелись. Так когда-то давно поступали с почтовыми марками. Захватит, например, Германия новую колонию в Африке – местные власти берут германские марки с изображением крейсера и делают на них надпечатку «Германская Юго-Западная Африка». У меня в школьные времена у самого были такие в коллекции. Наш МИД изготовил специальный штамп, который проставлялся на последней странице советского загранпаспорта и заверялся мидовской печатью. Он сообщал, что владелец данного документа является гражданином Республики Казахстан. После этого было отправлено соответствующее уведомление всем иностранным государствам. Только тогда режим взаимных поездок граждан Казахстана и Турции стал по-настоящему безвизовым. А в октябре 1992 года в ходе первого официального визита в Турцию Нурсултан Назарбаев открыл посольство Казахстана в Анкаре.

* * *

Что касается казахстанско-турецких отношений в целом, то они по мере своего развития получали соответствующее политическое оформление. В 2009 году в ходе визита Первого Президента в Турцию было подписано Соглашение о стратегическом партнерстве. В 2012 года в рамках официального визита премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Казахстан была утверждена Совместная экономическая программа «Новая синергия», направленная на ускоренный рост взаимной торговли. В октябре 2012 года состоялось первое заседание Совета стратегического сотрудничества высокого уровня Казахстан-Турция. Товарооборот между нашими странами вырос с 30 миллионов долларов в 1992 году до 3,2 миллиардов в 2019 году. Турция сегодня шестой по размеру торговый партнер Казахстана. В ходе визита Заместителя Премьер-министра – Министра иностранных дел Мухтара Тлеуберди в Турцию в марте этого года представители крупнейших турецких компаний выразили готовность инвестировать в проекты в Казахстане.

Казахстан и Турция поддерживают друг друга на международной арене. В 2010 году Анкара возглавила Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, запустив тем самым процесс ротации председателей этого форума. Мухтар Тлеуберди в июне этого года принял участие в работе первого Анатолийского дипломатического форума, внешнеполитического проекта, который претендует на то, чтобы стать «визитной карточкой Турции».

Если на начальном этапе отношения между двумя странами складывались в русле политической поддержки Анкарой казахстанской независимости, освоения казахстанского рынка турецким бизнесом, открытия первых казахско-турецкий лицеев, то уже с 1993 года они формировались под влиянием того, что можно назвать фактором Нурсултана Назарбаева.

Как отмечают эксперты, Первый президент всегда стремился вывести отношения Казахстана с ключевыми партнерами на уровень регионального сотрудничества. Поэтому в двусторонних отношениях с Россией важное место занимает евразийская интеграция, в отношениях с Узбекистаном – центральноазиатская, с Китаем – современные версии Великого шелкового пути. При этом все интеграционные проекты носят подчеркнуто экономический характер, гуманитарная составляющая в них присутствует, но обычно находится в тени торговли и инвестиций. В случае с тюркской интеграцией объединяющей платформой стала культура.

В октябре 1992 года в Анкаре было подписано межправительственное соглашение о реорганизации Туркестанского государственного университета в Казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави. В 1993 году университет получил статус «международный». Это означало, что он рассматривается как культурно-образовательный центр для всех тюркских народов. Как сказал позднее Нурсултан Назарбаев, «Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави превратит Туркестан в общий образовательный центр тюркского мира».

Забегая вперед, скажем, что почти через тридцать лет, 31 марта 2021 года в своем выступлении на неформальном саммите Совета сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ), Президент Касым-Жомарт Токаев заявил: «Наша цель – превратить тюркский мир в один из важнейших экономических, культурных и гуманитарных регионов XXI века. Мы призываем начать модернизацию тюркской цивилизации со знакомства мира с наследием Ясауи и священным Туркестаном. Поэтому сегодняшний саммит проходит под девизом «Туркестан – духовная столица тюркского мира».

Первым общетюркским проектом стала созданная в 1993 году по инициативе Нурсултана Назарбаева Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ — Türk Kültür ve Sanatları Ortak Yönetimi).

Первый саммит тюркоязычных государств состоялся 30 октября 1992 года по предложению тогдашнего президента Турецкой Республики Тургута Озала. Но дальнейшее развитие проекта связано в большей степени с инициативами Первого Президента Казахстана. В 1998 году на саммите в Алматы Нурсултан Назарбаев предложил создать единый Секретариат — прообраз ССТГ. На саммите в 2006 году им была озвучена инициатива о создании самого Совета Сотрудничества. В ноябре 2008 года по предложению Нурсултана Назарбаева была учреждена Парламентская Ассамблея тюркоязычных государств (ТЮРКПА). А вскоре после того, как в 2009 году было подписано Нахичеванское соглашение о создании ССТГ, он заявил о необходимости превратить Совет в полноценную международную организацию, усилив его позиции как субъекта мировой политики.

Как мы уже писали, Казахстан никогда не рассматривал тюркскую, евразийскую и центральноазиатскую интеграцию как взаимоисключающие или конкурирующие проекты. Повестка восьмого саммита Тюркского совета, прошедшего в Стамбуле 12 ноября, и принятые на нем решения еще раз подтвердили востребованность и актуальность тех внешнеполитических принципов, которых придерживается Казахстан на протяжении трех десятилетий независимости. Двустороннее сотрудничество может выйти на качественно новый уровень в формате международной организации, при условии сохранения суверенитета и равноправия всех участников. А Турция, с которой мы 30 лет назад взаимно открыли границы, и сегодня, в непростых условиях пандемии остается открытой для наших граждан.

Принято считать, что Тюркский совет – геополитический проект Анкары, своего рода реинкарнация Османской империи. Вероятно, в самой Турции так его и видят. Но это не значит, что он так работает. Для того, чтобы стать лидером тюркского мира, нужно для начала этот мир сформировать, предложить тюркоязычным странам общие ценности, общее видение мира, общие нормы поведения на международной арене, общие правила игры в политике и экономике. Общий язык, наконец, не язык общения, а политический язык, когда под одним и тем же термином все понимают одно и то же. Пока что Турция этого предложить не может.

Отсутствие единства компенсируется максимально полным учетом мнений всех участвующих сторон – и членов Организации, и наблюдателей в документах, принятых на саммите. «Видение Тюркского мира – 2040» подробно перечисляет все направления и области сотрудничества, которые можно назвать стандартными для межгосударственных отношений в современном мире. Серьезных отличий, как нам кажется, только два. Во-первых, заявка членов Организации на то, чтобы стать связующим звеном для всех видов международной инфраструктуры – и транспортных коридоров Север-Юг и Восток-Запад, и трубопроводов, ведущих в Европу через Турцию. Здесь возможен конфликт интересов. Нефть и газ уже куплены Китаем и Россией или же направляются в Европу, но по другим маршрутам. Во-вторых, намерение активно работать с тюркоязычными диаспорами. Здесь, видимо, появится много вопросов, в том числе и у тех стран, где эти диаспоры проживают. До сих пор каждый работал со своей диаспорой – Казахстан с казахами, Азербайджан с азербайджанцами и т.п. Если речь идет об унификации проживающих за рубежом турков, казахов, кыргызов, узбеков и азербайджанцев в качестве тюркоязычной диаспоры, то какая именно страна с ними должна работать?

Принятая на саммите Декларация сжато пересказывает все положения Видения, а также подробно перечисляет все успехи, достижения, вклад и инициативы всех стран в области международного сотрудничества. Она включает все значимые для стран-участниц проекты. Например, очень важный для Азербайджана Зангезурский коридор. Если исходить из того, что предложения по включению в документ пунктов, связанных с инициативами конкретной страны, вносит МИД этой самой страны, то для Казахстана безусловным приоритетом стал Туркестан. Во-первых, в Декларации была дана высокая оценка мероприятиям, проводимым в Туркестане по случаю его провозглашения духовной столицей тюркского мира. Во-вторых, есть отдельный пункт в поддержку специальной экономической зоны «TURANSEZ» в том же Туркестане. В-третьих, отмечена инициатива Казахстана по созданию международного телеканала со штаб-квартирой в Туркестане.

Кроме того, в Декларации дана высокая оценка председательству Казахстана в Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) и нашей инициативе по преобразованию СВМДА в международную организацию, отмечена роль нашей страны в ядерном разоружении, в том числе закрытие Семипалатинского испытательного ядерного полигона.

В формате Тюркского совета и Организации Тюркских государств происходит как бы второй открытие Турции – на этот раз как государства, включенного в европейские институты сотрудничества и развития. В документах саммита упоминаются международные организации, с которыми планирует развивать сотрудничество. Среди них как хорошо знакомая нам ОЭСР, стандарты которой мы у себя внедряем (Турция была одним из ее основателей), так и пока далекая от наших интересов Организация черноморского экономического сотрудничества (включает Турцию, а также Азербайджан и Венгрию в качестве наблюдателя и партнера соответственно). Плюс ОБСЕ, Евросоюз и даже Вышеградская четверка (страны Восточной Европы, включая Венгрию). Пока трудно сказать, в какие конкретные проекты может вылиться это сотрудничество, помимо все тех же поставок углеводородов по южному маршруту. В любом случае, перед нами открывается возможность использования Турции и Венгрии (с которой у нас очень хорошие отношения и на двустороннем уровне) в формате общетюркского сотрудничества для продвижения наших интересов в Европе.

В конечном счете, то, какой именно вектор казахстанской внешней политики будет усилен за счет новой организации, будет зависеть только от нас самих. У Казахстана достаточно политических и экономических ресурсов для того, чтобы на любом направлении отстаивать свои национальные интересы.

22:20
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.