Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$444.22
476.38
4.82

Эксперт ИМЭП о текущей ситуации в Украине

Эксперт ИМЭП о текущей ситуации в Украине

С момента начала полномасштабной войны в Украине прошел  год. За это время не только сами участники конфликта, но и весь остальной мир испытал на себе весьма сложные вызовы как в плане экономического развития, так и в плане безопасности.

По последним оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), глобальный ущерб от украинского кризиса может достичь $2,8 трлн, что сильно ударит по мировой экономике, которая все еще не восстановилась после пандемии. Но помимо упущенного экономического роста и рекордной инфляции, мы также впервые за многие десятилетия столкнулись с угрозой применения ядерного оружия в ходе конвенциональной войны. 

Тем временем, в украинском кризисе приближается новый виток эскалации. По ожиданию многих наблюдателей, он может стать решающим для хода войны в целом. Речь идет о так называемом весеннем «генеральном» наступлении, к которому готовятся как в Украине и на Западе, так и в России. 

Признаки новой эскалации

Судя по имеющимся данным, Россия после мобилизации активно накапливает силы и готовится к масштабной наступательной операции в Донбассе. Целью может быть выход на административные границы Донецкой области, после чего РФ может претендовать на Харьков, к чему уже призывают ряд российских политиков и общественных деятелей. Другой вопрос – хватит ли у Москвы военных возможностей и сил к подобному варианту развития событий.

О планах Москвы к наступлению может говорить и январское назначение нового командующего СВО – им стал начальник Генштаба РФ Валерий Герасимов. Как отмечают сами российские эксперты, назначение Герасимова выводит «спецоперацию» на предельно высокий уровень с точки зрения Кремля.

По одной из версии, РФ намерена начать наступление до того, как Украина получит западные танки и тяжелое вооружение.

Со своей стороны Киев, по всей видимости, рассчитывает отразить натиск российской армии и сразу же перейти в контрнаступление. Здесь основную ставку ВСУ делает на то, что западные союзники в оперативном режиме поставят обещанное тяжелое вооружение. Как известно, о готовности передать Украине самые современные танки в конце января объявили Германия и США. 

Параллельно украинские власти в ускоренном режиме ведут переговоры с западными партнерами о передаче Киеву авиации и дальнобойных ракет. По данным из СМИ, Украина лоббирует поставки американских истребителей F-16, французских Rafale и шведских Gripen – все это современные многоцелевые истребители четвертого поколения. Однако каких-либо ощутимых результатов у украинских переговорщиков пока не видно.

Тем не менее то, что Киев добился поставок танков со стороны Запада, многие представители которого вначале вовсе отрицали такую возможность, уже является серьезным фактором усиления боеспособности ВСУ, а также сигнализирует о готовности США и Европы пойти на дальнейшую эскалацию конфликта с Россией.

И здесь ключевой вопрос заключается в том, в какие сроки и в каком количестве ВСУ получит танки и ракетные системы. Украинский МИД сообщал, что западная бронетехника поступит в армию уже в марте. Однако в последнее время появляется все больше сведений о возможной задержки военной помощи Запада из-за вопросов с налаживанием производства необходимой техники.

Упущенные шансы дипломатии

На этом фоне переговорный трек по урегулированию кризиса все еще остается замороженным, хотя вокруг него периодически возникают попытки активизации. Одним из таких примечательных эпизодов стала недавняя статья в немецкой газете Neue Zürcher Zeitung о том, что в середине января текущего года директор ЦРУ Уильям Бернс передал украинской стороне «мирный план» прекращения войны. Впоследствии Белый дом официально опроверг данную информацию.

Тем не менее, по данным СМИ, план Бернса предполагал, что Киев уступит 20% своей территории, что в принципе равно территории Донецкой и Луганской областей, а Крым оставался за скобками договоренностей. Со своей стороны, Россия в обмен на мирное соглашение должна была бы ограничиться Донбассом, что означало бы вывод российских сил из Херсонской и Запорожской областей.

По сути, такой сценарий означал бы фактическую заморозку конфликта по «корейскому сценарию» – то есть создание условной 38-й параллели с демилитаризованной зоной. Для участников войны это позволило бы остановить боевые действия. В свою очередь США после урегулирования украинского кризиса могли бы сфокусироваться на борьбе с китайской угрозой.

Однако, если верить немецкому изданию, мирный план Бернса не нашел поддержки у сторон, что в принципе вполне объяснимо. Сейчас Украина настаивает на полном восстановлении территориальной целостности страны, в том числе возвращение Крыма. Со своей стороны, Россия теперь уже вряд ли добровольно «отыграет назад» историю с включением Херсонской и Запорожской областей в свой состав.

Афтершоки эскалации

Как бы то ни было, предстоящая весенняя кампания может стать одним из «самых жарких» моментов в ходе украинского конфликта. И в ближайшие месяцы ожесточенность столкновений будет только нарастать. Причем мы видим, что после решения западных стран передать Украине танки и ракеты в Кремле вновь вернулись к обсуждению форматов применения ядерного оружия в ходе конфликта. То есть, опцию ядерной эскалации также нельзя полностью исключать.

Подобное развитие событий приведет к тому, что внешняя среда, в которой Казахстан живет и работает станет еще более опасной и малопредсказуемой. В вопросах экономики также следует ожидать новых серий обмена санкционными ударами между Россией и Западом. Как следствие возникнут новые разрывы в международных цепочках поставок и производства, где мы задействованы. Все эти вызовы рискуют усугубить и без того сложную социально-экономическую обстановку в Казахстане.

Сарабеков Жумабек, эксперт Института мировой экономики и политики

09:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.