Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$443.35
475.54
4.82

​О поездке в Туркестан. Часть 1. История

​О поездке в Туркестан. Часть 1. История

Вернулись из 3-дневной поездки в Туркестане, где проходило 2-е заседание Национального курултая.

Регион оставляет смешанные чувства. С одной стороны, ощущается дух древней истории, а с другой – неумолимая статистика ставит парадоксальные вопросы о содержании духовности.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи интересен по нескольким причинам. Во-первых, Туркестан (Яссы) долгое время был столицей Казахского ханства. Государство, как известно, было кочевым, но захваченный в свое время Туркестан остался памятником его истории. Как мы помним, развитие урбанистики в те годы шло у номадов в основном военным путем. И не будем забывать, что династия Чингизхана дольше всего продержалась именно в Казахстане и в какой-то мере была фактором казахского этногенеза. Перефразируя Масанова можно сказать, что казахи – это изначально те, кто сохранил кочевую цивилизацию, а не разъехался по соседним оазисам, но государственность сложилась именно вокруг сакральной династии джучидов-чингизидов.

Во-вторых, это яркий памятник тимуридо-чагатайской архитектуры; как и памятники Самарканда и Бухары и в определённой степени Тадж-Махал в Агре, построенный теми же тимуридами-моголами, которых шейбаниды вытеснили из Средней Азии. А эта культура является синтезом множества древних культур, народов и религий. Исламские (арабские и персидские) элементы причудливо переплелись с зороастрийскими и тенгрианскими, а также – с христианскими и буддийскими. В узор туркестанского мавзолея это переплетение хорошо заметно.

У нас часто толкуют религиозную традицию в чересчур «академическом» ключе, забывая о том, что абсолютно каждая религия ложилась на матрицу местных традиций и впитывала в себя прежние религиозные представления и обряды. В Казахстане ислам по сути слился с тенгринством и зороастризмом, что хорошо зафиксировано в исторических и литературных памятниках, да и сегодня, как ни крути, мы фиксируем больше показную и обрядовую религиозность у основной массы населения; священнослужители играют не столько идеологическую роль, сколько оказывают «платные услуги населению», а общение с богом представляет собой форму торга и бартера, что характерно не для формального монотеизма, а скорее для шаманизма. Впрочем, это касается большинства религий.

Ну и в-третьих. Ахмед Яссауи, живший в XII веке, как известно, был суфием, а это течение ислама основано не только на аскетизме, но и на мистицизме, который охватывает более широкие практики, нежели традиционалисты готовы признавать. Суфизм, конечно, весьма варьировался в разные эпохи и в разных регионах, но его история оказала больше влияния на региональную историю и традицию, нежели суннизм. Просто историю и законы формируют представители второго направления. Помнится, в советском историческом каноне Абая Кунанбаева называли борцом с клерикализмом, а наши муфтии недавно писали о «великом казахском исламском поэте».

Продолжение следует

09:30
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.