Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz

Новому Казахстану - новые акимы

Новому Казахстану - новые акимы

В январе Президент Токаев анонсировал, а в своем послании в марте провозгласил основные контуры «Нового Казахстана» — политической системы, основанной на полномасштабном общественном диалоге и эффективном государстве.

Немалый блок касается и преобразования территориального устройства страны и системы управления ей.

Кроме создания трех новых областей и дальнейшего курса на введение прямых выборов акимов сел, городов и районов Касым-Жомарт Токаев объявил о новом порядке назначения акимов областей и мегаполисов, которые будут избираться маслихатом из предложенных Президентом альтернативных кандидатов. Акимы сложат полномочия руководителей филиалов политических партий, а маслихаты будут избираться по новой модели, получат новые полномочия и постоянных председателей.

Работа над разработкой соответствующих изменений и дополнений в Конституцию и законы уже началась, и, как ожидается, в течение II полугодия эти проекты будут воплощены в жизнь.

А уже сейчас действует новый порядок проведения отчетов акимов перед населением, согласно которому 75% встреч будет проходить в форме диалога, сами встречи будут регулярными и выездными, а контроль за выполнением договоренностей и обещаний будет серьезно ужесточен.

Пока же в отношении смены и назначения акимов действует прежний порядок.

Как известно, Касым-Жомарт Токаев очень щепетильно относится к кадрам и акимов это касается особенно.

Президент уже показал, что он не сторонник «кадровой резни» и перед главами проблемных регионов периодически ставятся комплексные задачи, проводятся отдельные совещания, правительством принимаются планы развития регионов. Людям дается шанс исправить ошибки.

За три года правления Токаев сменил акимов в 11 регионах, причем в одном регионе — 4 акимов (Кызылорда), в 5 регионах — 3 акимов (Атырауская, Жамбылская, Мангистауская области, Алматы и Шымкент) и в 5 регионах — 2 акимов (Алматинская, Западно-Казахстанская, Карагандинская, Павлодарская области, Нур-Султан).

Причинами отставок были: коррупционные скандалы (Искаков, Бакауов), «утеря доверия» (Абдрахимов), уход на пенсию (Баталов), переход на другую работу (Ногаев: Атырау-МЭ-Мангистау, Кульгинов: ЗКО-Нур-Султан, Сапарбаев: Жамбыл-Кызылорда, Кошанов: Караганда-АП, Кушербаев: Кызылорда-АП, Байбек: Алматы-«Нур-Отан»). Кроме того, были заменены Трумов и Айтаханов, чья работа находилась под постоянной критикой, а Мырзахметов был отправлен в отставку после Кордайских событий.

В этом году в отставку были отправлены аким Алматы Сагинтаев, чья деятельность подверглась постоянной критике со стороны населения, прессы и экспертов, а в апреле очередь дошла до глав Атырауской (Досмухамбетов), Жамбылской (Сапарбаев) и Кызылординской (Абдыкаликова) областей.

По интересному стечению обстоятельств эти трое были аутсайдерами в рейтинге эффективности деятельности акимов (ЦСПИ «Стратегия»). Причины тому разные: в Атырау аким явно не справлялся с работой на фоне постоянных коррупционных скандалов. Ветеран акимского корпуса Сапарбаев, признанный политический тяжеловес, видимо, устал от области, а область — от него. А первая женщина-аким Абдыкаликова не вытянула руководство регионом. На их работу шел постоянный поток жалоб, критика, отмечалось снижение показателей развития регионов. Все это и послужило причиной их отставок, хотя, как представляется, списывать их из кадровой обоймы преждевременно (Досмухамбетов — опытный нефтяник, а Абдыкаликова и Сапарбаев могут еще принести немало полезного на государственной службе или общественной работе).

Три новых акима весьма интересны.

55-летний Нуржан Нуржигитов — выпускник Ленинградского сельскохозяйственного института, работал в агробизнесе, районном и областном акимате, местном департаменте АДГС, возглавлял управления сельского хозяйства, природных ресурсов и регулирования природопользования, Байзакский район. Последний год был заместителем акима области.

45-летний Нурлыбек Налибаев — выпускник Казахского государственного аграрного университета, работал в нефтяном бизнесе, был заместителем акима Кызылорды, руководителем аппарата акима области, акимом Шиелийского района и Кызылорды. Последний год работал зав. отдела регионального развития Канцелярии премьер-министра.

42-летний Серик Шапкенов — выпускник Западно-Казахстанского госуниверситета. Работал преподавателем, затем в акимате области. Был начальником управления экономики и бюджетного планирования, замом и первым замом акима. Оттуда перешел государственным инспектором Администрации президента. В 2016 г. стал акимом Атырау, затем первым зам. акима Атырауской области. С 2020 года был вице-министром, а с 2021 года — министром труда и социальной защиты населения.

Все трое прошли хорошую аппаратную и политическую школу под руководством сильных руководителей. Для своих регионов они не чужие люди. Население их знает.

Конечно, никогда заранее нельзя сказать, как тот или иной человек справится с регионом, покажет ли характер и лидерские качества, но с точки зрения опыта все трое — вполне достойные кандидатуры.

Идет обновление кадров, постоянно появляются новые лица. Курс на модернизацию политической системы, который провозгласил Президент Токаев, основан на тесном диалоге государства и населения, власти и общества. В обновленной системы от политических руководителей крайне важно опираться на доверие и поддержку населения, а их можно достичь лишь оперативно и эффективно реагируя на возникающие проблемы и вызовы.

14:30
0
Кариполла 5 месяцев назад #

a) политическая грамотность;

b) брать на себя ответственность за судьбы людей целого региона;

c) морально-психологическая устойчивость (устоят перед соблазнами — власть и деньги!);

d) стрессоустойчивость;

e) способность смело и быстро принимать (зачастую нестандартные) решения и отвечать за них;

f) умение смелого выхода в массы и владение аудиторией.

Такими качествами помимо других в обязательном порядке должен обладать будущий аким, потому что он — единственный Представитель Президента в данном вверенном регионе!

В настоящее время назначения акимов зачастую происходят в спешке, из числа чиновников, кому повезёт. А хороший чиновник-профессионал ещё не означает хороший аким, не всегда из них получается настоящий аким без вышеуказанных качеств.

Существующий принцип меритократий также не всегда учитывает эти качества и не регламентирован нормативно-правовыми актами.

В итоге проводим эксперименты в управлениях регионами, что категорически недопустимо, так как все «минусы» акима народ воспринимает как «минусы» власти и в первую очередь — Президента

Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.