Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$443.35
475.54
4.82

​Казахстанцам уже некуда затягивать пояса – эксперты подвели итоги 2023 года и обозначили вызовы 2024 года

​Казахстанцам уже некуда затягивать пояса – эксперты подвели итоги 2023 года и обозначили вызовы 2024 года

Инфляция, рост тарифов, аварии в сфере ЖКХ, проваленные программы, некомпетентность чиновников – проблемы уходящего года переходят в новый. На общем фоне позитивно выделяются усилия Казахстана, предпринятые для стабилизации международной обстановки.

Правительство провалило задания президента

Экономист и общественный деятель Петр Своик среди главных проблем назвал неэффективность правительства и растущую энергозависимость.

– Основной тренд 2023 года переходит в следующий – это полная программная импотенция правительства. Все остальное лишь следствие. Президент Токаев еще весной поручил правительству и АСПИРу обновить программу «Казахстан 2050» и самое главное – обновить национальный план развития до 2025 года. А еще он поручал правительству разработать инфраструктурный план – это как раз к вопросу изношенности энергетических объектов. Правительство, вместе с администрацией президента, поскольку АСПИР находится в ее ведении, блестяще провалили эти задания. В новый год мы входим практически без основных программ. Более того, в уходящем году правительство поставило на утрату весь пакет национальных проектов, утвержденных всего пару лет назад, – указал Петр Своик.

– Думаю, что трендом следующего года будет не просто усиление недовольства правительством, а совершенно очевидная демонстрация бесполезности и бесперспективности этого органа. Его нужно как можно скорее сменить, но проблема в том, что менять не на кого. Менять-то надо не фамилии, а саму концепцию. Кандидатам на эти посты можно порекомендовать перечитать Послание президента за сентябрь 2023 года, где четко сказано о создании прочного промышленного каркаса, обеспечении экономической самодостаточности, о необходимости роста инвестиций по 20% в год и об удвоении к 2029 году ВВП. У правительства эти задачи в одно ухо влетели, из другого вылетели. Такие вопросы даже не были поставлены, – добавил он.

Что касается энергетики и продолжающихся аварий в секторе ЖКХ, то экономист основной проблемой считает даже не растущую изношенность инфраструктуры, а увеличивающуюся энергозависимость от России. Энергетика дефицитна как по генерации, так и по пропускной способности, считает эксперт, а какие-либо пути решения правительство так и не сформулировало.

– Идея «Тариф в обмен на инвестиции» – как раз показатель полного концептуального бессилия. Поддерживать деятельность инфраструктуры за счет роста стоимости ее услуг – это безумие. Инфраструктура на то и существует, чтобы обеспечивать функционирование экономики и жизнь населения при приемлемых тарифах. Авторов такой идеи нужно сразу увольнять со службы, – подчеркнул Петр Своик.

Внешние игроки больше заинтересованы в Казахстане

Политолог Бурихан Нурмухамедов напротив уверен, что Казахстан неплохо справился с вызовами 2023 года, а главное – упрочил свое международное положение.

– Планы, заявленные в 2022 году, осуществлялись в нынешнем. Президентские выборы, затем парламентские, изменения в конституционные законы открыли полосу электоральных циклов. Обновился Сенат, затем Мажилис, в текущем режиме проходят выборы акимов районов. Политический блок упорядочен, стоят вопросы в экономических и социальных сферах. Сентябрьское Послание президента обозначило эти направления. Реформы не будут легкими, они имеют социальную цену. Но, на мой взгляд, запас прочности действующей власти достаточен, электоральная поддержка президента и парламентских партий позволяет провести реформы, – отметил политолог.

По его мнению, вопрос об отставке и смене правительства может встать лишь в том случае, если оно категорически не справится с поставленными задачами и заявленными реформами. Осенью социологи замерили уровень доверия конституционной власти, и на вторую позицию вышел парламент. Это говорит о том, что парламент стал играть предназначенную ему роль. Таким образом, деятельность политических партий, в том числе и правящей, входит в необходимое русло. Партийцы смело поднимают социальные вопросы и озвучивают злободневные проблемы.

Кроме того, Казахстан в условиях напряженной геополитической обстановки укрепил свои международные позиции.

– Если раньше мы были заинтересованы в налаживании партнерских отношений с несколькими центрами влияния – Евросоюзом, США, Китаем, Россией, Ираном и так далее – то сейчас ситуация радикально изменилась, она перевернулась. Возросла заинтересованность этих центров в нас и в Центральной Азии. Внешняя политика многовекторности показала свою эффективность, перешла на новый этап, – отметил Бурихан Нурмухамедов.

Также во внешней политике наблюдается максимально эффективное использование различных региональных форматов, президент и члены правительства активно встречаются с представителями крупного иностранного бизнеса, что должно положительно повлиять на привлечение инвестиций, подытожил эксперт.

Рост экономики не приводит к росту доходов населения

Экономист Айдархан Кусаинов считает, что политика правительства во многом парадоксальна и не удовлетворяет нужды казахстанцев.

– В этом году помогли цены на нефть, в принципе произошло восстановление после 2022 года. Снизилась инфляция. Вместе с тем нужно отметить парадоксальность года. С одной стороны, у нас рекордные темпы роста экономики, но при этом реальные зарплаты практически стагнируют. Доходы населения падают – и это полный провал обозначенной политики благополучия казахстанцев. Еще один удивительный момент: при рекордном росте у нас такие же рекордные трансферты из Нацфонда в бюджет. Когда экономика развивается, предполагается, что увеличиваются доходы в бюджет, налоговые платежи и так далее. Но у нас такой мощный недобор в бюджет, что даже вынудил продавать акции «Казмунайгаза», – пояснил аналитик.

В следующем году, уверен он, инфляция не станет ниже 10%, а скорее увеличится, поскольку курс тенге неадекватен рыночному, его искусственно усиливают.

– Информационная служба правительства работает очень хорошо. Успехи рекламируются и транслируются обществу, а сложные вопросы если и задаются, то не получают должного освещения, – отметил Айдархан Кусаинов.

Второго Кантара пока не будет?

Глава фонда «Стратегия», социолог Гульмира Илеуова полагает, что предпосылки для социального взрыва не настолько остры, как в годы, которые предшествовали Кантару.

– В декабре мы провели исследования по нескольким направлениям: показатели социального самочувствия улучшаются. В 2022 году произошла разрядка напряженности, а в 2023 году, несмотря на инфляцию и другие стрессы, настроения более позитивные. Увеличивается число респондентов, отмечающих свое материальное положение как «хорошее». Стабилизация видна и по растущему рейтингу президента, – подчеркнула социолог.

Однако, по мнению специалиста, в последнем квартале уходящего года отмечается повышение тревожности, связанное с практически одномоментным ростом тарифов, цен, налогов, грядущим декларированием доходов и прочими обязательными тратами. Тревога из-за необходимости заполнять налоговые декларации, пока только для предпринимателей, ощущается очень четко. Характерно, что налоги в списке негативных моментов в Казахстане, как правило, находились в конце перечня. «Сейчас, впервые за годы наблюдений, население заметило тему налогов. Это новое травмирующее обстоятельство».

– Население недовольно качеством услуг. Если парламент выступит в роли защитника, будет проговаривать проблемные вопросы, требовать отчета о расходовании средств, то рейтинги депутатов будут расти на фоне снижения оценок правительству, уровня одобрения его деятельности. Это тоже новый момент: население в какой-то мере перестало считать власть безликой массой, где и парламент, и правительство определяются в целом, называются «они». В сознании произошло распределение ролей, и этот фактор тоже будет некой интригой в новом году. Сейчас инициативы по повышению тарифов, налоговые новшества проговариваются более четко, а при отсутствии роста доходов и зарплат, недовольство более предметно и локализуется в адрес правительства, – пояснила социолог.

Доля казахстанцев, тратящих на продукты больше половины семейного бюджета, по словам Гульмиры Илеуовой, также стабилизировалась, хотя и на достаточно высоком уровне.

– В 2021 году было очень хорошо видно, как рухнули все показатели, в том числе рейтинг президента, хотя он и традиционно выше, чем у остальных. После январских событий показатели начали выправляться, сейчас этот процесс продолжается. Но в 2023 году казахстанцы затягивали пояса, а вот в 2024, боюсь, ремень может порваться. На фоне достаточно высоких показателей, недовольство возникает по различным поводам: инфляция, большое количество техногенных аварий и так далее. Тем не менее, есть надежда, что 2024 год пройдет достаточно мирно, поскольку для повторения январских событий ситуация должна быть гораздо хуже, должен быть фактор, сравнимый по травматичности с пандемией коронавируса, – заключила социолог.

13:10
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.