Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$448.05
486.58
5.82

​Новым школам не хватит учителей

​Новым школам не хватит учителей

Казахстан старается преодолеть дефицит мест в учреждениях среднего образования, но дефицит педагогов грозит свести на нет любые усилия.

Школа без грамотных учителей всего лишь здание

Летом прошлого года экс-министр просвещения Асхат Аймагамбетов заявил, что к 2025 году в Казахстане прогнозируется дефицит порядка миллиона ученических мест. На тот момент нехватка составляла более 270 тысяч мест. По правде говоря, о грядущем школьном апокалипсисе догадались даже рядовые казахстанцы, обнаружив в своем городе первые «Ю» классы.

В сентябре президент Токаев поставил задачу – построить тысячу школ и реализовать Национальный проект «Комфортная школа». С 2021 года учреждения образования начали возводить со скоростью в двести с лишним штук в год. Современные здания должны быть оборудованы по последнему слову техники, отвечать всем требованиям удобства и безопасности.

В ноябре правительство определило АО «Samruk-Kazyna Construction» в качестве дирекции по целевому строительству. Согласно проекту, с 2023 по 2026 год в стране должны построить 401 школу. При двухсменном образовании появится около 800 тысяч дополнительных ученических мест.

Первоначально на новые школы из бюджета и Нацфонда собирались выделить 2,6 трлн. тенге, но затем сумму сократили до 2,1 трлн., что тоже очень много. Страшно представить, сколько уголовных дел заведут в ближайшие годы вокруг строительства упомянутых «храмов знания».

Отметим, что за время независимости количество учебных заведений в Казахстане сократилось до 7,6 тысячи. В основном школы закрывались в сельской местности, в неперспективных населенных пунктах. Наиболее сложное положение сложилось в Туркестанской и Алматинской областях, а также в Астане, Алматы и Шымкенте. Дефицит мест составляет 59% от общего показателя. Кроме того, 710 учебных заведений остро нуждаются в ремонте, а 177 находятся в зданиях со сроком эксплуатации более 70 лет.

Однако главная проблема казахстанской средней школы вовсе не нехватка стен, крыш, парт и спортзалов. В конце концов, после революции и гражданской войны зачастую учились в сараях и чуть ли не в поле, но уже к 30–40-м годам грамотность среди подрастающего поколения достигла 100%, а советские ученые прогремели на весь мир. Сегодня же главная загвоздка в дефиците преподавательских кадров.

Как всегда конкретная цифра – вопрос дискуссионный. В Минобре в последние годы озвучивали дефицит в четыре-пять тысяч, это, конечно, ничтожные показатели, учитывая, что учителей в республике несколько сотен тысяч. Но по косвенным признакам можно судить о совершенно иной статистике. Поэтому переживать стоит даже не о коррупционной составляющей будущего строительного бума, хотя она видится огромной, а о том, что в новых школах будет некому работать.

Вначале нужно подсчитать

Статус учителя в обществе до сих пор крайне низок. Не случайно мужчины идут в сферу образования лишь в глубокой провинции и на селе, там, где трудно найти внебюджетную занятость. По сложившемуся у многих убеждению, в рядовой школе может работать кто угодно, лишь бы имел соответствующий документ. Здесь и начинаются проблемы, поскольку незаинтересованные, неподготовленные люди не могут дать нормальных знаний.

По данным статистики, процент высококвалифицированных учителей в сельских школах ниже, чем в городских. Только 18,5% педагогов на селе имеют высшую квалификационную категорию, по сравнению с 31,2% в городских школах. Четверть учителей в сельских (24,1%) и городских (23,7%) школах вообще не имеют квалификационной категории.

В Минобре заявляли, что «острого дефицита педагогов в стране нет». По сведениям Национальной образовательной базы данных потребность в кадрах составляет 3733 человек, в том числе в городской местности – 1632, в сельской – 2101.

Однако в прошлом году СМИ публиковали данные о том, что только в Актау и Атырау на работу готовы принять тысячу специалистов. Схожая ситуация назрела в Алматинской, Мангистауской и Туркестанской областях. В частности, в этих регионах серьезно недостает преподавателей с русским языком обучения, что в будущем значительно сократит для учеников возможности поиска работы.

Как сообщили в Атырауской области, в двухстах школах региона не хватает больше 650 учителей. Аналогичное положение в Мангистау – и эти данные уже существенно разнятся с приведенными МОН. Заявлялось также о случаях вызова на службу учителей-пенсионеров и об уроках, проводимых практикантами. Остро не хватает предметников, особенно по точным наукам – географии, физике, химии, математике, информатике. Сигнализируют также о совмещении одним педагогом нескольких предметов, для преподавания которых он не имеет квалификации.

Кроме прочего, косвенно официальную статистику «утяжеляют» данные сайтов трудоустройства. По многим школьным специализациям количество вакансий превышает количество представленных резюме. Таким образом, на вопрос о том, в каком числе педагогов нуждается Казахстан, ответить довольно сложно.

Основная приманка – зарплата

Правительство в последние годы инициировало массу изменений в законодательство, направленных на рост востребованности учительской профессии. Начались реформы с повышения статуса педагога, которого теперь нельзя, в частности, безнаказанно оскорбить.

Далее в Минобре отчитались о попытках усилить качество подготовки кадров. Например, в 2020 году пороговый балл для поступления на педагогические направления был повышен с 60 до 70, в 2021 году – до 75. Чиновники сообщили о возросшем конкурсе на педагогические специальности, но об эффективности этих мер можно будет судить лишь через несколько лет.

Летом прошлого года министр просвещения Асхат Аймагамбетов анонсировал проект «Сельская цифровая школа», призванный решить проблему малокомплектных учреждений. По словам министра, нередки случаи, когда учителя в таких школах ведут и математику, и физику, и химию, не будучи профильными специалистами.

Ведомство призвало на помощь современные технологии. «Мы со следующего года внедряем этот проект, когда у нас в нескольких городах (условно в Астане и Алматы) будут сидеть и профессионально заниматься педагоги-предметники по этим основным дисциплинам, где у нас чувствуется дефицит. И они посредством интернета в каждом классе по соответствующему расписанию будут проводить занятия», – сообщил министр.

При этом местный учитель не лишается часов и заработка, поскольку будет находиться в классе с детьми и присматривать за ними. Число учащихся в малокомплектных школах приближается к 200 тысячам, так что проект крайне важен. Остается надеяться, что не поведет качество интернета.

Но самые громкие обсуждения вызвало решение, поднимающее зарплату отправляемых в проблемные регионы педагогов до 790 тысяч тенге. В оклад будут заложены коммунальные расходы и оплата жилья, отметил министр Аймагамбетов. На заманивание лучших учителей в Атыраускую, Мангистаускую, Алматинскую и Туркестанскую области в 2022 году выделили почти четыре млрд тенге.

Однако реформу подвергли критике. В частности, спикер Мажилиса Ерлан Кошанов задал неудобные вопросы. «Почему были выбраны только четыре региона? Не вызовет ли недовольство и общественное неравенство то, что прибывшие учителя будут получать в два раза больше, чем местные, хотя у них одинаковая нагрузка? Думаю, этот вопрос возникнет у общества. Какая тут конечная цель – избавиться от дефицита кадров или повысить качество образования?» – сказал Ерлан Кошанов. Он также усомнился в том, что министерство изыщет тысячи подготовленных кадров, готовых ехать в регионы.

Скорее всего «белые пятна» в стратегии Минобра были вызваны необходимостью. Повысить зарплату до «уровня нефтянки» всем учителям одномоментно – задача нереальная. Точечная стимуляция поможет хотя бы частично уменьшить дефицит в самых многодетных областях.

Тем не менее, за три последних года зарплата учителей по всей республике увеличилась на 75%. В 2023 года их оклад при полной загруженности составит 319 500 тенге. Чем выше квалификационная категория учителя и чем больше других доплат, тем больше будет прибавка. Эта сумма выше средней зарплаты по стране (299 782 тенге в третьем квартале прошлого года). Для сравнения, в 2019 году средняя зарплата педагога составляла 115 тысяч тенге, и была гораздо ниже средней зарплаты по стране – 168 тысяч тенге.

Отметим также, что в 2022 году, наряду с материальными бонусами, наблюдалась задержка с выплатой учителям отпускных, средств на оздоровление и окладов в размере 30 млрд. тенге. По этому поводу даже делались депутатские запросы.

Помимо сказанного, еще в прошлом марте появилась информация о том, что на программу привлечения кадров в проблемные регионы с 2022 года по 2027 год будет потрачено 63,9 млрд. тенге. На 2023-2027 годы запланировано выделение по 12 млрд. тенге.

К участию привлекут по 1000 лучших учителей ежегодно, также в бедные педагогами регионы будут направлять стипендиатов программы «Болашақ» – по четыре-пять человек в год. Ожидается, что по итогам реализации программы качественный показатель успеваемости в указанных областях вырастет на 60 и более процентов.

Сработает ли реформа?

В реформаторской деятельности МОН РК заметно множество слабых мест. Начать с того, что на высокие зарплаты могут ринуться не новые Алтынсарины и Макаренко, а безграмотные проходимцы, которых в школы «засунут» родственники из акиматов. Но, как говорилось выше, основная проблема в том, что Казахстану нужно не три-пять тысяч дополнительных учителей, а в десятки раз больше. Иначе в новых школах на 800 тысяч мест будут преподавать уборщицы и дворники. К слову, с этим персоналом в учреждениях образования тоже не все в порядке – его катастрофически не хватает.

К чему приводит недостача кадров? По результатам исследований и ЕНТ качество образования в Атырауской, Мангистауской, Алматинской и Туркестанской областях назвали самым низким.

«Самый большой дефицит педагогов установили в четырех регионах: Атырауской, Мангистауской, Алматинской и Туркестанской областях. Корреляция нашего исследования говорит о том, что именно в этих областях самое низкое качество образования. По итогам международных исследований PISA-2018, а также результатов ЕНТ мы можем говорить, что результаты в этих регионах значительно разнятся со средними по стране показателями», – заявили в МОН.

Думается, не следует питать иллюзий относительно ситуации с успеваемостью по всей стране. За исключением очень затратных для бюджета НИШ и прочих продвинутых учреждений, качество подготовки детей оставляет желать лучшего. Если же дефицит кадров не удастся восполнить за пару-тройку лет, 400 новых школ будут построены лишь для освоения бюджетных средств.

15:30
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.