В общем, вот в таких непростых условиях Акмолинский ревком был вынужден осуществлять свои контрольно-ревизионные функции вплоть до относительно недавнего времени.
Подтверждением этого может служить размещенный на официальном сайте комиссии отчет о работе, проделанной в 2019 году. В отличие от, например, уже знакомого нам ревкома по СКО с их позицией, что «основной задачей является не наказание, а профилактика», акмолинские коллеги явно упирают на крутость мер. Сразу оговариваясь, что по каким-то причинам экспертно-аналитическая работа в прошлом году ими не проводилась вовсе, авторы отчета зато победно выдают «на гора» мощную статистику наказаний.
«В правоохранительные органы направлен 41 материал государственного аудита» (там, правда, один материал был возвращен областной прокуратурой для приведения в соответствие, а еще один почему-то и вовсе был оставлен без рассмотрения Департаментом экономических расследований). «Возбуждено 186 административных дел» и даже один материал был направлен в Департамент полиции Акмолинской области (по нему был составлен протокол на 353,5 тысяч тенге), а еще два материала о выявленных нарушениях отправились в полицию города Нур-Султан (их судьба осталась неизвестной). «Ведется тесное сотрудничество с органами государственных доходов Акмолинской области» (куда было направлено девять материалов проверок и пока отклонены без рассмотрения лишь два) и с областным департаментом внутреннего государственного аудита. В их адрес ушло 47 материалов проверок. Семнадцать материалов вернулись по причине не усмотрения уполномоченным органом состава административного правонарушения, но один даже был перенаправлен для приобщения к уголовному делу в департамент Национального бюро по противодействию коррупции. По остальным, составляются протоколы.
Короче говоря, сразу видно, что с ревизионной комиссией периода 2019 года не забалуешь. Не то что годом раньше, когда ревкомовцы оказались даже не способными судебно защитить себя от недобросовестного поставщика в лице ТОО «Цифровые технологии», потому что, во-первых, забыли вовремя подать иск, а во-вторых, что-то намудрили непосредственно с закупом. В итоге, по решению суда истцы сами и оказались виноватыми: «Со стороны ГУ «Ревизионная комиссия по Акмолинской области» имеет место нарушение Закона РК «О государственных закупках», нарушения пресекательного срока обращения с исковым заявлением в суд о признании поставщика недобросовестным участником государственных закупок. Указать на допущенные нарушения закона РК «О государственных закупках» со стороны ГУ «Ревизионная комиссия по Акмолинской области» и довести до сведения руководства Республиканского государственного учреждения «Департамент внутреннего государственного аудита по Костанайской области» для принятия мер, дисциплинарного характера в отношении виновных лиц и недопущения впредь подобных фактов...»
Ну да ладно, это уже дела прошлые, а из дел относительно свежих обратимся к отчету об исполнении областного бюджета за 2019 год.
Начнем с фрагментов общей статистики. Как и в случае с городом Жанаозен, где, как мы помним, по аналогичному документу Мангистауского ревкома внезапно произошел резкий всплеск обеднения населения, нечто подобное наблюдается и в Акмолинской области: «Уровень бедности в 2019 году выше 2018 года. Количество малообеспеченных граждан (квартальные данные) по состоянию на 1 января 2020 года составило 43 тысячи 607 человек (9 918 семей), что на 34 тысячи 79 человек больше декабря 2018 года (9 528 человек в 2 157 семьях)».
Что же до самого бюджета, то, как выясняется, хвалить областных финансистов разного уровня особо не за что: «Несмотря на неоднократные уточнения и корректировки параметров областного бюджета, при исполнении бюджета не выполнены отдельные его показатели, так по затратам не обеспечено полное освоение бюджетных средств на сумму 107 миллионов 776,2 тысяч тенге. Исполнение же затрат сопровождалось фактами нецелевого использования средств местными исполнительными органами в общей сумме 196 миллионов 141,6 тысяч тенге. Факты нецелевого использования средств повлекло к необеспечению формирования регионального стабилизационного фонда продовольственных товаров, а также стабилизации цен на потребительском рынке по социально-значимым продовольственным товарам. В результате население области недополучило по низкой стоимости картофель в количестве 590 тонн, столовую морковь в количестве 146,74 тонн, шлифованный рис в количестве 62 тонн, масло подсолнечное в количестве 73 тонн».
При этом наблюдается «отсутствие у исполнительных органов видения о фактической потребности в денежных ресурсах на конкретный плановый период, приводит к недофинансированию одних мероприятий наряду с распределением средств на другие мероприятия сверх потребности» и «отмечается слабая работа местного исполнительного органа по управлению имущества в виду наличия не используемых активов государства».
Ну и уже, наверное, по недоброй традиции, выясняется, что, как и во многих других регионах страны, в Акмолинской области есть собственная хроническая головная боль в виде социально-предпринимательской корпорации, которая здесь называется «Есиль». Согласно документу, по состоянию на прошлый год СПК настолько погрязла в различных долгах, что любые выделяемые из бюджета и поступающие на ее счет средства (на вполне конкретные цели, естественно) мгновенно «сдергиваются» в пользу кредиторов: «В нарушение требований статьи 105 Бюджетного кодекса бюджетные инвестиций в сумме 530 миллионов тенге, предусмотренные областным бюджетом согласно финансово-экономических обоснований на увеличение уставного капитала АО «НК «СПК Есиль», фактически использованы на цели, не предусмотренные в рамках данных бюджетных инвестиций и израсходованы на погашение задолженности АО «НК «СПК Есиль» перед АО НК «Продкорпорация» и ТОО «TAU PROJEKT» согласно инкассового распоряжения».
Долги компании сформированы причем от участия во всевозможных государственных проектах, как гарантирование кредитов СХТП перед АО «Продкорпорация». Сама схема, выстроенная в недрах Минсельхоза, вызывает вопрос, когда две компании квазигоссектора выступают друг-перед другом гарантом за кредиты аграриев. В такой ситуации, даже в условиях нерискованного земледелия, неизбежно будут возникать просрочки, пени и штрафы. Фактически же получается, что за долги аграриев в выданных им кредитах из республиканского бюджета, отвечает всегда СПК, т.е. фактически местный бюджет. Гениальная по беспроигрышности для РБ схема, которая стабильно садит региональные СПК в беспросветную долговую яму. Только в текущем году СПК «Есиль» по данной программе прогарантировал перед АО Продкорпорация более чем на 7 млрд. тенге. Год получился сложным, предвидятся новые долги?
При рассмотрении финансово-экономических обоснований уполномоченными органами не проводится мониторинг наличия задолженностей АО «НК «СПК «Есиль» перед другими лицами, а также не учитываются возможные риски неисполнения мероприятий по направляемым бюджетным инвестициям. В свою очередь, должностными лицами АО «НК «СПК Есиль», заблаговременно знающими о наличие задолженностей, а также отсутствии возможностей погашения их за счет собственных средств, предоставляются финансово-экономические обоснования без наличия реальности достижения бюджетных инвестиций. В результате, бюджетные программы исполняются неэффективно, а бюджетные средства используются не по целевому назначению. Также ставится под сомнение дальнейшая реализация вышеуказанных проектов, так как у АО «НК «СПК Есиль» отсутствуют дополнительные резервы денежных средств».
После впечатляющей по размеру «черной дыры» в виде СПК «Есиль» немалая часть других выявленных нарушений и проблем выглядят уже не столь эффектно. В частности, в управлении внутренней политики не освоили 2 миллиона 297,3 тысяч тенге (из которых 750 тысяч тенге не освоились из-за отсутствия поставки товаров по программе, предусмотренной на содержание аппарата управления, а 900 тысяч тенге – отсутствие поставки шести единиц компьютеров поставщиком для КГУ «Центр анализа и развития межконфессиональных отношений»). Остальная сумма сложилась в результате экономии средств по фонду оплаты труда. В общем, ни комфортных условий работы у аппаратчиков, ни оргтехники у аналитиков, да еще и на оплате труда сэкономили. Хорошо, что хоть с коварной СПК «Есиль» в отношения не вступили…
Примерно также выглядит картина и по многим другим подразделениям органов местного управления и подотчетных бюджетных организаций. Вроде и нарушают по мелочам, но в целом все удовлетворительно.
Как уже говорилось выше, в настоящее время работа Акмолинского ревкома осуществляется без утвержденного, штатного председателя. Его обязанности пока исполняет член комиссии Ермек Аубакиров, и, судя по новостному разделу сайта (обновляемому примерно раз в неделю), старается держать ревком в тонусе. Регулярно проводятся аппаратные совещания, изучаются постановления и нормативные документы Счетного комитета и что особо интересно — проводится техучеба перед выходом ревизоров на очередной объект. А в качестве еще одного обнадеживающего нюанса можно отметить появившейся на портале анонс-заверение: «В целях обеспечения открытости и гласности, на нашем сайте постоянно будет размещаться самая свежая информация о проведенных контрольных мероприятиях». Так это, или нет, попробуем проверить через некоторое время…