Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$443.35
475.54
4.82

«Можно сразу увольнять»: на что надеяться жителям Абайской области?

«Можно сразу увольнять»: на что надеяться жителям Абайской области?

Надежды на возрождение региона грозят развеяться в дыму пожаров и скандалов.

В прошлом году решение президента Токаева о воссоздании Абайской области ее население встретило с ликованием. Жители и эксперты связывали многолетнюю экономическую и социальную депрессию с отходом Семея на второй план, теперь же, считали в регионе, возросшие бюджетные потоки и внимание центральных властей исправят положение. Территории Абаю отмеряли щедрой рукой – площадь составила 185,5 тыс. кв. км, тогда как у Восточно-Казахстанской области осталось 97,8 тыс. кв. км. Однако самостоятельный статус с беспощадной ясностью выявил то, что не исправишь административной реформой – глубочайшую коррупцию и равнодушие чиновников к краю.

Что в Абайской области правит безответственность, впрочем, типичная для Казахстана, окончательно стало ясно во время лесного пожара, унесшего 15 жизней и 60 тысяч гектаров леса в резервате «Семей орманы». Дополнило картину и поведение назначенного в июне прошлого года акима Нурлана Уранхаева, о котором президент Токаев высказался очень жестко. Биография же Уранхаева весьма примечательна, а гардероб и образ жизни его дочери обсуждает вся страна.

Коррупционное наследство Абайской области также впечатляет – это громкие скандалы вокруг многомиллиардных строек, автобусных парков, свалок и прочих лакомых объектов. Не забудем, что во время январских событий акимат Семея был захвачен, не обошлось без жертв. Судя по всему, в ближайшее время на стабилизацию региона рассчитывать не стоит.

Репутации горят в огне

Когда загорелись леса в резервате Абайской области, выяснилось, что сотрудники не были готовы к борьбе со стихией, а акимат чрезвычайную ситуацию откровенно проспал. Прибывший на место президент Токаев объявил выговор акиму Уранхаеву. Напомним, что главе государства пришлось из-за пожара с человеческими жертвами отменить зарубежный визит, то есть управление государством по-прежнему буксует без прямого вмешательства высшего должностного лица.

«Упущений много. Отсутствие оперативности, сопричастности привело к этому бедствию. Вы сами, как мне доложили, довольно поздно добрались до места происшествия. Поэтому я недоволен работой местных исполнительных органов. Понимаю, область новая, вы новый аким. Исключительно из этих соображений я объявляю вам выговор. В принципе, за такие вещи можно сразу увольнять», – заявил президент акиму Уранхаеву.

Кроме того, президент крайне резко высказался о попытках местных властей «покрасить зеленой краской траву» к его визиту. Токаев пообещал наказать сотрудников акимата, которые начали ремонтировать дорогу перед его приездом в область.

На встрече с родственниками погибших при пожаре одна из жительниц задала вопрос о дорогах. «Село Успенка. Никогда в жизни не было асфальта, всегда гравийка… В это село вообще никогда не делали асфальт. Дорогу размывает… Нам говорят, средств нет делать дорогу. А сейчас – вы приехали, все отремонтировали, даже вот такие лоскуты положили», – рассказала женщина.

«Так нельзя, к моему приезду вдруг начали латать дороги. Полное безобразие. Я прочитал об этом, я знаю. Будут наказаны!» – ответил президент.

После истории с пожаром ряд журналистов и политологов основательно покопались в прошлом акима Уранхаева. В частности, в 2017–2018 годах он занимал пост руководителя Управления архитектуры и градостроительства Алматы, а в 2019–2022 годах – пост руководителя Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений Нур-Султана.

Буквально перед пожаром в Абае гремел другой скандал, связанный с обезвоживанием столицы, когда многочисленные ЖК попросту не получали важнейшей коммунальной услуги. На фоне возмущения жителей в отставку был отправлен бывший аким Астаны Алтай Кульгинов, занимавший должность вице-премьера. В связи с водным коллапсом обострилось внимание и к прежнему «креслу» акима Уранхаева, поскольку основной причиной нехватки воды названа варварская застройка, не соответствующая возможностям инфраструктуры.

Кроме того, на прежней должности Уранхаев отметился в досудебном расследовании Антикоррупционной службы. «Начато досудебное расследование в отношении руководителя Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений Нур-Султана по факту хищения бюджетных средств, выделенных на реализацию проекта «Ревизия земельных участков на территории Нур-Султана», – пояснил в мае 2020 года следователь по особо важным делам первого департамента Агентства по противодействию коррупции Данияр Бигайдаров. Заявлялось о хищении 20 млн. тенге.

Что показало расследование, осталось неизвестным. Сам Уранхаев отреагировал на недоумение журналистов так: «Наверное, раз я здесь сижу, то ко мне вопросов нет». Однако же у жителей Астаны до сих пор имеется масса претензий к прежнему составу акимата.

Акима области Абай нужно было уволить, одного выговора мало – заявили, например, эксперты изданию inbusiness.kz. «Уранхаев был управленцем столицы в сфере архитектуры, когда акимом города был, теперь уже бывший вице-премьер Алтай Кульгинов. Именно в это время, по словам общественников, активизировалась точечная застройка Астаны, как впоследствии оказалась незаконная, происходили многочисленные нарушение генплана и отказ от строительства так необходимых социальных объектов и, конечно, нашумевшая засыпка целого озера Малый Талдыколь», – пишет портал.

Напомним, что тогда в столице под застройку засыпали целое озеро с обитавшими там живыми фламинго и другими птицами. Водоем уничтожили несмотря на отчаянное сопротивление жителей. Нурлан Уранхаев всячески отстаивал позицию застройщиков.

«В отношении Малого Талдыколя он высказывался, что это лужи, называл, сравнивал активистов с антиваксерами. Пока он здесь был, никакого конструктивного диалога у нас не получалось, он не являлся, игнорировал все рабочие совещания, не посещал рабочие совещания, которые были инициированы акиматом. Ответственность лежит на людях, принимающих решения, это Кульгинов, это руководитель управления архитектуры, все лица, которые должны были вовремя не допустить масштаба этой трагедии, они не сработали», – сообщил изданию эксперт ОО SOS Taldykol Руслан Уразалиев.

Теперь, как известно, на месте прекрасного водоема торчат типовые многоэтажки, а ветер переносит мусор. Воздух в районе, по словам местных жителей, катастрофически ухудшился.

«Нурлан Уранхаев когда был в управлении градостроительства Астаны, очень много было резонансных событий, которые имели негативный эффект, но при все при этом он был назначен на новую область Абай. Уранхаев в данном отношении должен был снят с должности. Потому что в мирное время смерть 14, уже 15 человек, здесь должны быть самые жесткие меры», – прокомментировал далее политолог Казбек Майгельдинов.

В этом случае можно было бы применить новую норму – «потеря доверия», уверены аналитики. Необходимо, чтобы чиновник отвечал за каждое принятое решение: и за Малый Талдыколь в Астане, и за нынешние перебои с водой, и за промедление на пожаре в Абае, когда, по словам президента, аким отправил на место ЧС своих замов. Если же вспомнить об аналогичной градостроительной должности Уранхаева в Алматы, то доводы у жителей и экспертов тоже найдутся. Застройка южной столицы – одна из самых коррумпированных и безжалостных ко всему живому сфер в республике.

А пока в резервате Абая горели леса в сети распространилось видео, в котором дочь Уранхаева Мариям примеряет брендовую одежду и демонстрирует прочую роскошь – катается на дорогих автомобилях, носит браслеты Cartier и сумки Hermes, а также отдыхает на горнолыжном курорте во Франции. При этом озвученная акимом зарплата составляет около 2 млн тенге, такой гламур на нее явно не потянешь.

Где акимат? Где маслихат?

Депутаты Мажилиса во время ЧС обсудили пассивность депутатов маслихата Абайской области. Ни один из них ранее не возвысил голос, потребовав, скажем, увеличения зарплат лесников, ни один публично не принес соболезнования и не засветился в волонтерском движении.

Между тем, к властям области уже накопилось множество вопросов. Например, в конце прошлого года Антикор заинтересовался госзакупками. Только за три месяца были выявлены факты искусственного завышения стоимости закупок на сумму 453 млн. тенге. «В конце сентября ГКП «Теплокоммунэнерго» намеревалось закупить задвижки по 1,2 млн. тенге за единицу. Согласно плану закупок количество задвижек составляло 130 единиц на общую сумму 161 млн. тенге. Тогда как максимальная рыночная стоимость данного продукта не превышала 845 тыс. тенге», – указывается в сообщении.

В плане закупок ТОО «Шульбинская ГЭС» была заложена услуга «Составление декларации по КПН и проверка правильности исчисления налогов в бюджет и платежей». На эту услугу в квазигосударственном секторе предусмотрели 1,7 млн. тенге. Между тем, в ТОО имеется штатный сотрудник-бухгалтер, который обязан заниматься составлением и сдачей налоговой отчетности. Закупка также была отменена.

Выявлены также факты объявления конкурсов на закуп товаров, не предусмотренных Натуральной нормой материально-технического обеспечения государственных органов. Такая закупка была отменена КГКП «Дворец творчества детей и молодежи», где был запланирован закуп кофемашины на сумму 320 тыс. тенге. Кроме того, в декабре 2022 года акиматом Аягозского района было запланировано приобретение служебных авто в количестве 27 единиц на сумму 216 млн. тенге. Однако, стоимость одного авто была завышена на 1,5 млн. тенге.

В январе 2023 года во дворце культуры Семея собирались купить кресло за 38 млн. тенге, а когда Антикор поймал за руку, сообщили, что на самом деле планировался закуп кресел для целого актового зала, но в документы вкралась неточность. Такая же неточность, видимо, проявилась при попытке затратить миллиард на ремонтную смету.

В марте же нынешнего года суд Семея рассмотрел уголовное дело в отношении экс-главы отдела занятости, социальных программ и регистрации актов гражданского состояния города Мурата Куржикаева и некоего Ю. Указанные лица обвинялись в получении и дачи взятки соответственно.

«К., являясь руководителем отдела занятости, социальных программ и регистрации актов гражданского состояния города Семей, лично получил от Ю. взятку в виде денег в сумме 1 710 000 тенге за действия, входящие в его служебные полномочия, выразившиеся в беспрепятственном перечислении денежных средств по оказанным услугам, а именно предоставлению гарантированного социального пакета для детей из малообеспеченных семей в возрасте от 1 до 6 лет, а также за общее покровительство», – говорится в официальном сообщении. В итоге суд назначил Мурату Куржикаеву 50-кратный штраф в сумме 85,5 млн. тенге и Ю. 30-кратный штраф в сумме 51,3 млн. тенге.

Больше бюджетов – больше распилов

В январе стало известно, что на развитие Абайской области потратят 1,9 трлн. тенге – за эти деньги заранее страшно. Как сообщил премьер-министр Алихан Смаилов, комплексный план социально-экономического развития области включает свыше 100 мероприятий. «Это реализация инвестиционных проектов, развитие жилищной, социальной и иной инфраструктуры, обеспечение гражданской защиты, а также решение вопросов экологии», – сказал он. Любопытно, как будут решать вопросы экологии – начнут с повышения зарплат работникам лесного хозяйства и выдачи им должной экипировки?

В прошлом году президент Токаев в ходе визита в область дал ряд поручений, которые еще и не начали толком исполнять. «Инфраструктура города Семея крайне изношена. Летом нет горячей воды, а зимой дома не отапливаются. Вредные выбросы ТЭЦ сильно загрязняют воздух в городе. Пора наконец решить эти проблемы. Поэтому поручаю правительству совместно с акиматом рассмотреть вопрос о строительстве современной ТЭЦ в Семее и модернизации инфраструктуры», – сказал президент.

По данным акимата, на возведение ТЭЦ-3 в Семее направлено 481,8 млрд тенге, но проект еще в стадии разработки. Кроме того, президент отметил, что «в школах области Абай сохраняется дефицит примерно 9 тысяч ученических мест. В ближайшее время планируется построить 11 школ и 14 детских садов, но этого недостаточно».

Как несколько месяцев назад заявили в акимате, администрации нового региона уже есть, чем хвалиться. Например, туристическая зона озера Алаколь вошла в число приоритетных объектов в рамках программы развития туризма. В области разработали ТЭО строительства ТЭЦ-3, создали больше тысячи рабочих мест, открыли четыре школы, запустили жилищную программу «Абай жастары», открыли реабилитационный центр для инвалидов. Также отремонтировали мавзолей Енлик-Кебек, оцифровали дом Абая в Жидебае, отметили 125-летие Мухтара Ауэзова и запатентовали бескарагайский заводской тип казахской породы лошадей.

Казалось бы, это похвальные начинания, но радоваться мешают вскрывшиеся при пожаре в резервате «Семей орманы» вопиющие факты, да и предыдущие, скажем так, карьерные достижения акима вызывают сомнения. К слову, в прошлом сентябре в Абайской области при тушении огня тоже погиб человек – пожарный Айдос Тогузбаев, посмертно представленный к государственной награде. Сегодня же многие эксперты говорят о настоящей «лесной мафии», щупальца которой затрагивают все сферы управления.

Наконец, в сети активно обсуждаются детали разноса, устроенного президентом акиму Уранхаеву. Он возглавляет область уже год, но до сих пор еще «новый», поэтому с него нет полноценного спроса. Однако через пару-тройку лет аким, вполне вероятно, повторит путь того же Алтая Кульгинова и переберется в Астану, оставив в области непредсказуемые последствия – и тогда спрашивать уже будет, вроде бы, не с кого. Во всяком случае, сейчас перспективы Абайской области на возрождение выглядят довольно неубедительными.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

09:10
0
Диммухамед 10 месяцев назад #

Все верно сказано в статье, но надо понимать что это все наследство доставшееся Уранхаеву от предшественников, и разгребать это ему, связанному с местными кланами очень сложно, в городе наконец то снова воцарился какой никакой паритет при котором все могут работать, а резкие перемены опять начнут никому не нужную войну 

Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.