Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$ 432.28 down
€ 490.16 down
₽ 5.89 down

ЦСПИ «Стратегия»: Рейтинг управленческой элиты Казахстана во 2-м квартале 2022 года

ЦСПИ «Стратегия»: Рейтинг управленческой элиты Казахстана во 2-м квартале 2022 года

О методике

С марта 2009 года ОФ «ЦСПИ «Стратегия» на основе экспертных оценок составляет рейтинг управленческой элиты центрального уровня. Опрос экспертов проводится на ежеквартальной основе.

Оценка производится по шкале от 1 до 7 баллов, где 1 – самый низкий показатель характеристики, а 7 – наивысший показатель характеристики.

Данный опрос экспертов прошел с 08 по 22 июля 2022 года; в нем принял участие 21 эксперт.

С середины марта 2022 года в общественно-политический дискурс вошло и укрепилось понятие «жаңа/новый». Определена цель развития как «Жаңа Қазақстан», декларируются новые подходы во взаимодействии государства и общества, проведен референдум, результатом которого стали изменения в Конституцию, отмечается движение к институционализации и деперсонификации госструктур, появились новые области, новое министерство, у устоявшихся структур появились новые полномочия и, конечно же, на политико-управленческой арене появились новые лица, которые пока что слабо известны в экспертной среде.

Поэтому мы также решили поддаться влиянию тренда на «новое» и предложить в пилотном режиме новый подход к оценке управленческой элиты Казахстана, согласно которому на первый план в качестве субъектов выходят институты, а не персоны, при этом основным критерием оценки выступает ситуация в подведомственной сфере, а не авторитет или перспективность руководителя ведомства. Таким образом, по итогам второго квартала мы предложили экспертам оценить работу вверенных им ведомств через показатели общей ситуации в курируемой сфере, информационной открытости работы ведомства, а также эффективности руководителя. Предлагаем вашему вниманию результаты опроса.

«Нас трое, но мы в тельняшках»

По итогам 2 квартала только три структуры перешагнули условный рубеж в 4 балла из 7 возможных. В тройку лидеров вошли Государственный советник, Сенат Парламента РК и Мажилис Парламента РК. По оценкам экспертов, из представленного списка госорганов эти структуры демонстрируют наибольшую степень эффективности работы.

Институт Госсоветника набрал рейтинг за счет самой высокой оценки ситуации в курируемой сфере (4,57 балла) и эффективности работу руководителя Ерлана Карина, который, несмотря на упреки в связи с нацпатами и склонности к фаворитизму, оценивается как активный, целеустремленный и амбициозный политик («провел референдум, организовал Курылтай»), для которого открылось новое окно возможностей («новая позиция с новым функционалом»).

На позиции Сената и Мажилиса Парламента РК высокую степень влияния оказывает их информационная открытость (по 4,50 балла). Из особенностей, эксперты, говоря о Мажилисе, более высоко оценивают общее положение дел в этом органе, что признается заслугой самих депутатов, их активности, а не спикера («Кошанов опытный чиновник, но не придал работе палаты динамики») (4,21 балла), в то время как в Сенате большую роль играет оценка работы спикера Маулена Ашимбаева (4,14 балла, «Сенат – это, в основном, фигура спикера»). Эксперты отмечают, что Сенату, вслед за изменением функционала, также требуется обновление депутатского корпуса («сенаторы – люди из старого Казахстана и даже старых акимов, поэтому лучше бы обновление прошло быстрее», «депутатов, особенно региональных не видно»).

На ступенях к Парнасу

Высокие оценки по параметру «оценка ситуации в курируемой сфере» от экспертов получили Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета (4,07 балла), который занял 4 позицию в рейтинге, и Администрация Президента (4,36 балла), занявший 7 позицию. Оба ведомства в представлениях экспертов достаточно успешно играют контролирующую роль. Но если АП «в целом разруливает проблемные зоны» пока «клиент еще жив», то Счетный комитет выступает «в роли патологоанатома – все видит и все знает, но, увы, уже поздно, а госорганы не делают выводов по результатам докладов Годуновой».

Если говорить о структурных подразделениях Администрации Президента, то из 5 направлений эксперты выше оценивают работу по таким направлениям, как «внешняя политика» (3,40 балла) и «территории и государственный контроль» (3,36 балла), и ниже всего – по направлению «правовая политика» (2,50 балла). В сравнительной перспективе балловое наполнение ранга отдельных секторов заметно уступает показателю АП как целостной структуры (4,36 балла), что вызывает вопросы и требует дополнительного изучения. Комментарии экспертов подтверждают общий тренд оценок, указывая на недостаточную информационную открытость в работе секторов и влиянии личностного фактора на эффективность работы направлений. Так, в отношении Ержана Казыхана отмечалось, что «он ушёл в тень и закрыт для СМИ, об этом дипломате трудно говорить сейчас». Подразделение Малика Мурзалина по оценкам экспертов, хотя остается «недостаточно понятным», тем не менее, «проблемы в регионах на уровне центра разруливаются, неплохо было организовано альтернативное голосование по акимам новых областей». Направление, которое возглавляет Аида Балаева, вызывает неодобрение с точки зрения «релевантности состава» возглавляемых ею Комиссий. По направлению госуправления и экономики эксперты отмечают, как «дефицит идей», так и «полноты власти и надзора в экономической сфере, где в основном олигархи, квазигос и премьер, — тянут в разные стороны» для их реализации. Направление правовой политики, возглавляемое Ержаном Жиенбаевым, оценивается экспертами, как «застойное».

Рейтинг Правительства

Согласно результатам опроса экспертов, Премьер-министр занял «почетное» 16 место в рейтинге управленческой элиты. Эксперты отмечают информационную открытость премьера Алихана Смаилова, но, по их мнению, она не компенсирует слабость его позиций («плохое наследие. Потерялся во внешних и внутренних вызовах»). Не обеспечивают ему надежного тыла и заместители – первый вице-премьер и вице-премьер по социальным вопросам – занимающие 27 и 26 позиции в рейтинге соответственно. При этом Роман Скляр имеет ресурс авторитетности, а Ералы Тугжанов умело пользуется ресурсом информационной открытости, что, к слову сказать, не всегда играет в его пользу.

Наиболее высокие позиции в рейтинге – 5, 6 и 9 ранг, соответственно – занимают Министерство просвещения, Министерство иностранных дел и Агентствопо противодействию коррупции. Эти позиции указанные ведомства получили в большей степени за счет информационной открытости и эффективности работы руководителей. В своих комментариях к оценкам эксперты делают акцент на профессионализме руководителей («Асхат Аймагамбетовчеловек на своем месте») и отмечают, что требуется усиление работы по линии внешнеполитического ведомства («требуется новая безопасная формула взаимодействия с внешним миром») и в борьбе с коррупцией («население ждет справедливых решений. Многие коррупционеры комфортно сидят еще на своих местах»).

В целом, министерства социального блока имеют более высокие позиции в рейтинге по сравнению с министерствами экономического и силового блоков. Министерство здравоохранения занимает 13 позицию с рейтингом 3,21 балла. Министерство труда и социальной защиты населения занимает 18 позицию с рейтингом 3,14 балла. Министерство культуры и спорта – 22 позицию с рейтингом 3,00 балла. В то время как министерства внутренних дел и обороны разместились на 24 и 39 позициях. А министерства национальной экономики, сельского хозяйства, финансов, торговли и интеграции на 32, 40, 42 и 47 местах соответственно.

ТАБЛИЦА 2. – РЕЙТИНГ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ КАЗАХСТАНА ПО ПАРАМЕТРАМ (2-Й КВАРТАЛ 2022 Г.)

Ранг Госорганы Итог Оценка ситуации в курируемой сфере Информационная открытость госоргана ФИО руководителя Эффективность работы руководителя
1 Государственный советник 4,33 4,57 4,14 Карин Е.Т. 4,29
2 Сенат Парламента 4,26 4,14 4,50 Ашимбаев М. С. 4,14
3 Мажилис Парламента 4,21 4,21 4,50 Кошанов Е. Ж. 3,93
4 Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета 3,88 4,07 3,71 Годунова Н. Н. 3,86
5 Министерство просвещения 3,79 3,57 4,00 Аймагамбетов А. К. 3,79
6 Министерство иностранных дел 3,76 3,64 3,71 Тлеуберди М. Б. 3,93
7 Администрация Президента (в целом) 3,64 4,36 2,86 Нуртлеу М.А. 3,71
8 Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности 3,55 3,71 3,57 Мусин Б. Б. 3,36
9 Агентство по противодействию коррупции 3,52 3,21 3,79 Бектенов О. А. 3,57
10 АП (внешняя политика) 3,40 3,79 2,79 Казыхан Е.Х. 3,64
11 АП (территории и госконтроль) 3,36 3,00 2,07 Мурзалин М.К. 3,36
12 Акимат Алматы 3,26 3,29 3,29 Досаев Е.А. 3,21
13 Министерство здравоохранения 3,21 3,29 3,36 Гиният А. 3,00
14 Агентство по защите и развитию конкуренции 3,21 3,08 3,31 Жумангарин С. М. 3,23
15 АП (внутренняя политика) 3,19 3,21 3,00 Балаева А.Г. 3,36
16 Премьер-министр 3,17 3,07 3,57 Смаилов А.А. 2,86
17 Комитет национальной безопасности 3,17 3,57 2,36 Сагимбаев Е. А. 3,57
18 Министерство труда и социальной защиты населения 3,14 3,36 3,14 Дуйсенова Т. Б. 2,93
19 Акимат Нур-Султана 3,10 3,00 3,57 Кульгинов А.С. 2,71
20 Национальный банк 3,07 3,00 3,21 Пирматов Г. О. 3,00
21 АП (госуправление и экономика) 3,07 3,36 2,79 Сулейменов Т.М. 3,07
22 Министерство культуры и спорта 3,00 2,79 3,50 Абаев Д. А. 2,71
23 Министерство по чрезвычайным ситуациям 2,93 3,00 2,86 Ильин Ю. В. 2,93
24 Министерство внутренних дел 2,93 2,93 2,93 Ахметжанов М. М. 2,93
25 Министерство энергетики 2,90 3,00 2,79 Акчулаков Б. У. 2,93
26 Вице-премьер (социальная политика) 2,86 2,79 3,14 Тугжанов Е.Л. 2,64
27 Первый вице-премьер 2,83 2,86 2,79 Скляр Р.В. 2,86
28 Агентство по финансовому мониторингу 2,83 2,86 2,64 Элиманов Ж. К. 3,00
29 Канцелярия премьер-министра 2,82 3,00 2,46 Койшыбаев Г.Т. 3,00
30 Генеральная прокуратура 2,81 2,71 2,79 Асылов Б. Н. 2,93
31 Министерство индустрии и инфраструктурного развития 2,76 2,93 2,64 Ускенбаев К. А. 2,71
32 Министерство национальной экономики 2,74 3,00 2,64 Куантыров А. С. 2,57
33 Совет безопасности 2,67 3,00 2,07 Нурдаулетов Г.Д. 2,93
34 Министерство экологии, геологии и природных ресурсов 2,64 2,86 2,64 Брекешев С. А. 2,43
35 Агентство по регулированию и развитию финансового рынка 2,64 2,71 2,50 Абылкасымова М. Е. 2,71
36 Министерство информации и общественного развития 2,60 2,79 2,71 Умаров А. К. 2,29
37 Управление делами президента 2,57 2,93 2,07 Дадебаев А.А. 2,71
38 Министерство юстиции 2,57 2,79 2,36 Мусин К. С. 2,57
39 Министерство обороны 2,55 2,64 2,43 Жаксылыков Р. Ф. 2,57
40 Министерство сельского хозяйства 2,55 2,57 2,64 Карашукеев Е. Ш. 2,43
41 Служба государственной охраны 2,54 2,92 1,69 Исабеков С.С. 3,00
42 Министерство финансов 2,52 2,71 2,43 Жамаубаев Е. К. 2,43
43 Верховный суд 2,52 2,50 2,50 Асанов Ж. К. 2,57
44 Центральная избирательная комиссия 2,52 2,64 2,57 Абдиров Н. М. 2,36
45 АП (правовая политика) 2,50 2,93 2,00 Жиенбаев Е.Н. 2,57
46 Агентство по делам государственной службы 2,50 2,57 2,43 Жазыкбаев Д. М. 2,50
47 Министерство торговли и интеграции 2,45 2,50 2,57 Султанов Б. Т. 2,29
48 ФНБ «Самрук-Казына» 2,43 2,43 2,57 Саткалиев А.М. 2,29
49 Министерство высшего образования и науки 2,36 2,57 2,57 Нурбек С. 1,93
50 Агентство по стратегическому планированию и реформам 2,33 2,43 2,36 Иргалиев А. А. 2,21
51 Уполномоченный по правам человека 2,29 2,21 2,43 Азимова Э. А. 2,21
52 Конституционный совет 2,17 2,21 2,00 Мами К. А. 2,29
53 Высший судебный совет 1,95 2,00 1,85 Шипп Д.А. 2,00
Не место красит человека

Соотношение оценок ситуации в курируемой сфере и эффективности работы руководителя показывает, что работа 11 руководителей из 53 оценена выше, чем сложившееся положение дел в подведомственной им сфере.

Надо отметить, что не все из этих руководителей пришли на волне изменений 2022 года. К этой категории можно отнести Бектенова О. А. (Агентство по противодействию коррупции), Асылова Б.Н. (Генеральная прокуратура), Балаеву А.Г. (зампред АП) и Исабекова С.С. (Служба государственной охраны). Пятеро получили свои должности до «Второй Республики», но уже при Президенте Токаеве К.К. И только Асанов Ж.К. (Верховный суд) и Мами К. А. (Конституционный совет) были назначены на занимаемые должности в 2017 году.

Госорганы Оценка ситуации в курируемой сфере ФИО руководителя Информационная открытость
Министерство просвещения 3,57 Аймагамбетов А. К. 3,79
Министерство иностранных дел 3,64 Тлеуберди М. Б. 3,93
Агентство по противодействию коррупции 3,21 Бектенов О. А. 3,57
АП (территории и госконтроль) 3,00 Мурзалин М.К. 3,36
Агентство по защите и развитию конкуренции 3,08 Жумангарин С. М. 3,23
АП (внутренняя политика) 3,21 Балаева А.Г. 3,36
Агентство по финансовому мониторингу 2,86 Элиманов Ж. К. 3,00
Генеральная прокуратура 2,71 Асылов Б. Н. 2,93
Служба государственной охраны 2,92 Исабеков С.С. 3,00
Верховный суд 2,50 Асанов Ж. К. 2,57
Конституционный совет 2,21 Мами К. А. 2,29

ТОП-10 по параметрам

Оценка ситуации в курируемой сфере

В ТОП-10 по параметру «Оценка ситуации в курируемой сфере» первую позицию занимает Государственный секретарь, а на второй позиции разместилась Администрация Президента с показателем 4,36 балла.

Всего 5 ведомств преодолели рубеж в 4 балла. К лидерам присоединяются обе палаты Парламента и Счетный комитет.

Замыкают «десятку» министерство просвещения и Комитет национальной безопасности. В отношении последнего эксперты отмечают улучшение процессов в Комитете после смены руководства. Но вопросы вызывает склонность у ведомства к узким специализациям в ущерб другим направлениям («слишком много работает по ОПГ и наркотикам, а где терроризм?»), также эксперты ожидают со стороны КНБ ответов по январским событиям.

Изображение

Информационная открытость

В ТОП-10 по параметру «Информационная открытость» первые две позиции занимают Сенат и Мажилис Парламента, сместив Государственного советника на третью позицию.

Замыкают «десятку» Премьер-министр, министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности и акимат г.Нур-Султан. При этом в отношении министра цифровизации Мусина Б. Б. эксперты отмечают злоупотребление публичными выступлениями, которые не подкрепляются соответствующими проектами («бюджеты свистят, а министр только красоваться умеет перед публикой»).

Изображение

Эффективность работы руководителя

В ТОП-10 по параметру «Эффективность работы руководителя» только два управленца смогли перешагнуть 4-х балльный рубеж – это Карин Е.Т. и Ашимбаев М.С.

Замыкают «десятку» руководитель Агентства по противодействию коррупции Бектенов О.А. и председатель Комитета национальной безопасности Сагимбаев Е.А.

Изображение

08:35
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.