Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$446.49
475.38
4.79

Как сервисы рассрочки влияют на FinTech и e-commerce? Почему BNPL нравятся бизнесу и пользователям

Как сервисы рассрочки влияют на FinTech и e-commerce? Почему BNPL нравятся бизнесу и пользователям

В Казахстане растут объемы потребительского кредитования по модели рассрочки или BNPL («buy now, pay later»). Это займ на покупку конкретного товара, который покупатель возвращает частями — без процентов. Комиссию за него платит продавец.

В 2022 году, по данным Нацбанка, темпы роста потребительского кредитования составляли 27,7% год к году. Статистика не выделяет отдельно сегмент рассрочки, но, по нашим оценкам, объемы BNPL также динамично растут.

Сервисы рассрочки стали появляться в Казахстане в 2014-2015 годах — одновременно со всем миром. Любопытно, что технология сначала прижилась на развивающихся рынках — в странах Азии и Африки, а также в Австралии. И только потом стала популярна в развитых странах Европы и Северной Америки.

Международные аналитики прогнозируют рост сегмента BNPL в мире в ближайшие годы. Компания Grand View Research ожидает, что мировой рынок сервисов рассрочки будет расти со среднегодовым темпом в 22,4% до 2028 года. Аналитики Allied Market Research прогнозируют, что среднегодовой рост превысит 45% до 2030 год. На казахстанском рынке можно ожидать сопоставимую динамику.

Зачем банки запускают сервисы рассрочки

BNPL-сервисы позволяют покупателю, не располагающему нужной суммой, приобрести необходимый товар здесь и сейчас — без уплаты процентов и долгого процесса оценки платежеспособности. Сервис принимает решение за несколько минут. Однако пока рассрочка возможна на сравнительно недорогие покупки до 3 млн тенге. Одобрение больших сумм требует более мощных алгоритмов, над которыми сейчас работают банки.

С помощью сервисов рассрочки продавцы наращивают продажи — за счет сегмента покупателей, которые готовы оплатить товар частями. Так, международный платежный сервис Stripe запустил возможность для своих клиентов интегрировать в интернет-магазины крупнейший европейский BNPL-сервис Klarna. Благодаря рассрочке, продажи ритейлеров выросли на 27%, средний чек— на 41% — такие данные приводит Stripe. При этом около 40% пользователей Klarna совершали покупку в этих магазинах впервые.

Для провайдеров BNPL-услуг развитие сервиса приносит как прямую финансовую выгоду, так и косвенную. Бизнес-модель та же, что и с кредитованием — только комиссию за использование заемных средств платит продавец. Он может включать дополнительные издержки в цену товара или нет — это во многом зависит от масштаба бизнеса онлайн-ритейлера. Крупные компании имеют возможность компенсировать комиссии исключительно за счет объема продаж. Мелкие продавцы, как правило, учитывают свои расходы на сервис рассрочки в цене товара.

Для банков рассрочка — способ нарастить объемы кредитования и привлечь новых клиентов в свою экосистему. Борьба за экранное время пользователей обостряется, и чем больше услуг человек может получить в мобильном приложении банка, тем выше вероятность того, что он воспользуется возможностью удовлетворять ежедневные потребности в режиме одного окна.

При этом такой вид кредитования как BNPL считается менее рискованным. Перед заключением договора с продавцом, банк проверяет его благонадежность и стабильность бизнеса. Оценивая платежеспособность покупателя, сервис анализирует множество данных — и принимает обоснованное решение.

Как работает сервис рассрочки

С технологической точки зрения, BNPL-сервисы базируются на скоринговой модели автоматизации — это статистический метод оценки кредитных рисков. От того, насколько точно будет приниматься решение в каждом конкретном случае, зависит весь бизнес провайдера услуг.

В классической модели кредитования решение о выдаче кредита принимал андеррайтер, вручную анализируя документы клиента и разнообразные сведения о нем. Это занимало несколько дней. В случае с BNPL решение принимается автоматически, но по такой же схеме: нужно учесть множество факторов, которые способны повлиять на поведение клиента. Это не только информация о покупателе, но также вид и стоимость товара. Приведу пример: если один и тот же человек покупает за 500 тенге телефон или за те же деньги стиральную машину, решение может быть разным. Почему? Ведь человек тот же и сумма одинаковая. Дело в том, что телефон — это более рисковый вид товара: его можно сломать, потерять, перепродать, скрыться с ним и т.д. И если платежеспособность клиента неочевидна, то скорее всего, ему откажут. Стиральная машина — более габаритный товар. Ее покупка говорит о том, что у человека есть квартира, он привязан к конкретному месту и более надежен. И даже если платежеспособность клиента находится на нижней границе, то процент одобрения будет выше.

Самое сложное в развитии сервисов BNPL — это научить модель принимать взвешенные ответственные решения, от которых зависит, вернут банку деньги или нет.

Тренды развития рынка BNPL

Можно выделить несколько заметных трендов, которые будут определять вектор развития BNPL-сервисов в Казахстане.

— Размытие границ между FinTech и e-commerce.

Банки ищут способы нарастить объемы выдачи рассрочки, поэтому сами двигаются в сторону e-commerce: им выгодно самостоятельно продавать товары, расширяя аудиторию потенциальных клиентов. При этом они смогут предложить более низкие цены, ведь зарабатывают не на традиционной марже (купил за рубль, продал за два), а за счет предложения своих финансовых инструментов — кредитов и рассрочки.

Онлайн-ритейлеры, в свою очередь, запускают собственные FinTech-проекты, составляя конкуренцию банкам. К примеру, они дают скидки за использование внутренних финансовых инструментов на маркетплейсе. Конкуренция обостряется и выиграют те, кто сможет предложить наиболее удобный сервис и бесшовный клиентский опыт.

— Регулирование рынка как стопор.

Проблема закредитованности населения характерна и для развитых рынков, и для Казахстана. В 2022 году в РК приняли закон о банкротстве физических лиц. Это увеличивает риски провайдеров BNPL-услуг и может сказаться на количестве одобренных заявок. Подходить к оценке платежеспособности будут еще строже — и это правильно.

— Рост e-commerce как драйвер.

В первом полугодии 2022 года, по данным PwC, объем рынка розничной электронной коммерции в Казахстане составил 501 млрд тенге, что почти на 18% больше, чем в первом полугодии 2021 года. Количество транзакций достигло 19,3 млн единиц, а сумма среднего чека — 26 тыс. тенге. По итогам 2022 года рост, скорее всего, был больше — рынок заметно ускорился во втором полугодии.

С ростом онлайн-торговли растет и спрос на различные финансовые инструменты, позволяющие совершать покупки здесь и сейчас. Наибольшую динамику роста, по нашим оценкам, демонстрирует сервис рассрочки.

— Интеграция BNPL в разные форматы онлайн-торговли.

Сервисы рассрочки становятся доступны не только в традиционных интернет-магазинах и маркетплейсах, но и в POS-терминалах и онлайн-магазинах в социальных сетях. BNPL продолжит интегрироваться со всеми возможными способами оплаты.

Шокан Дусипов, руководитель Halyk Finservice

11:15
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.